Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Фактор пропаганды во внутриполитической жизни Германии в годы Второй мировой войны

Создание Министерства пропаганды и просвещения

В своей книге «Моя борьба» (на немецком «Mein Kampf») в 1926 году А. Гитлер написал, что «пропаганда – это средство, и поэтому на нее следует смотреть только с точки зрения цели». В своей книге Гитлер впервые выступил за использование пропаганды в деле распространения идеалов национал-социализма, таких как:

  • антисемитизм,
  • расизм,
  • антибольшевизм.

Захватив власть в 1933 году, Гитлер сразу же создал Министерство пропаганды и просвещения во главе с Йозефом Геббельсом. Задача министерства заключалась в том, чтобы знакомить массы с нацистскими идеями через:

  • искусство,
  • театр,
  • музыку,
  • кино,
  • радио,
  • книги,
  • образовательные материалы,
  • прессу.

Было несколько важных объектов немецкой пропаганды. Немцам напомнили о необходимости бороться с иностранными врагами и уничтожать евреев. Пропагандистская кампания создала атмосферу терпимости к антисемитским преступлениям в преддверии принятия официальных мер против евреев (публикации Нюрнбергских законов о расе в сентябре 1935 г. и антисемитского законопроекта, который последовал за «Ночью разбитых витрин» в 1938 г.). Нацистская пропаганда призывала одобрять принимающиеся законы против евреев, отмечая, что это необходимая мера для восстановления порядка.

Нацистская пропаганда утвержлдала, что евреи замышляют войну. На плакатах часто изображался стереотипный еврей, который за кулисами контролирует мировые державы, представленные британским, американским и советским флагами.

Роль пропаганды в развитии идей национал-социализма

Предметом нацистской пропаганды была реальная и преднамеренная дискриминация этнических немцев, проживающих в странах Восточной Европы, таких как Польша и Чехословакия, так как эти государства расширили свои территории после Первой мировой войны за счет Германии. При этом пропаганда апеллировала к политической лояльности и так называемой расовой идентичности. Она призывала к обману иностранных правительств, в том числе крупных европейских держав, утверждая, что Германия четко и справедливо требует уступок и аннексий.

Замечание 1

После нападения немцев на СССР нацистская пропаганда увеличила агитационное давление на гражданское население Рейха, а также на солдат, полицию и военный персонал иностранных армий, объединенных с нацистской Германией.

«Фактор пропаганды во внутриполитической жизни Германии в годы Второй мировой войны» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Пропагандистские темы остались неизменными:

  • связь между советским коммунизмом и европейскими евреями,
  • изображение Германии как защитника западной культуры от иудео-большевистской угрозы,
  • изображение трагического видения того, что может произойти, если СССР выиграет войну. Пропаганда приобрела особую интенсивность после поражения немецкой армии под Сталинградом в 1943 году. Нацисты рассчитывали, что пропаганда будет звучать как призыв ко всем войскам, сражавшимся на стороне Рейха, бороться до конца.

Важную роль в пропаганде антисемитизма сыграли фильмы. При этом важнейшей задачи немецкой военной мощи, поскольку нацистская идеология считала евреев злейшими врагами нации. Немецкие фильмы изображали евреев как «бесчеловечных» существ, проникших в арийское общество. Например, в фильме Фрица Хипплера «Вечный еврей» 1940 года евреи были представлены в виде странствующих культурных паразитов, чьи умы заняты сексом и деньгами. Другой фильм – «Триумф воли» Лени Рифеншталь 1935 года, прославлял Гитлера и все национал-социалистическое движение. У Лени Рифеншталь были еще две картины – «Фестиваль красоты» и «Фестиваль нации», посвящённые берлинским Олимпийским играм 1936 года. Эти картины были направлены на то, чтобы вызвать у немцев национальную гордость за то, как нацисты организовали Олимпийские игры.

Немецкие газеты, в основном «Штурмовик», публиковали антисемитские карикатуры. После 1939 года, когда нападение немцев на Польшу спровоцировало начало Второй мировой войны, нацистский режим использовал пропаганду, чтобы внушить немецкому гражданскому населению идею о том, что евреи были не только «нелюдьми», но также и опасными врагами Германии. Нацисты надеялись заручиться поддержкой или хотя бы согласием немцев с политикой полного изгнания евреев с территории Германии.

В ходе реализации так называемого «окончательного решения еврейского вопроса» – массового истребления европейских евреев – лидеры СС своими действиями в лагерях смерти вынуждали жертв Холокоста использовать уловки, необходимые для того, чтобы покинуть Германию и поэтому немцы беспрепятственно оккупировали Европу. Начальство концлагерей и лагерей смерти заставляло заключенных, многие из которых вскоре умерли в газовых камерах, отправлять своим родственникам открытки, информируя их о хорошем обращении с ними и нормальных условиях жизни. Таким образом, власти лагерей использовали пропаганду для сокрытия свидетельств жестокости и массовых убийств.

В июне 1944 года Служба безопасности Германии разрешила группе сотрудников Международного Красного Креста проинспектировать лагерь-гетто Терезиенштадт, расположенный в протекторате Богемии и Моравии (ныне Чешская Республика). Терезиенштадт был основан СС и гестапо в ноябре 1941 года в качестве пропагандистского инструмента влияния на граждан Германского Рейха. Лагерь-гетто использовался для объяснения немцам целей депортации немецких и австрийских евреев – стариков, инвалидов войны, известных художников и музыкантов с их родины на восток для принудительных работ. В ожидании следующего визита в 1944 году гетто «преобразилось». По настоянию инспекции власти СС сняли фильм об обитателях гетто, демонстрирующий щедрое отношение к евреям, которое якобы наблюдалось в Терезиенштадте. Когда фильм закончился, силы СС депортировали большинство «персонажей» фильма в лагерь смерти Аушвиц-Биркенау.

До самого конца нацистского режима пропаганда эффективно использовалась, чтобы призывать население Германии поддержать захватническую войну. Нацистская пропаганда также была необходима для мотивации тех, кто устраивал резню европейских евреев и других жертв нацистского режима. Кроме того, пропаганда использовалась для получения молчаливого согласия миллионов других людей на преследования и убийства по расовым мотивам.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot