Религия Древней Месопотамии
Религиозные воззрения месопотамцев берут свое начало на рубеже $IV-III$ тысячелетий до н. э. В это время в Шумере возникла теологическая система, которую позднее переняли и дополнили вавилоняне: у каждого шумерского города был свой бог-покровитель, были также и общешумерские культы.
Как и во всех ранних религиозных представлениях, божества воплощали силы природы и ассоциировались с космическими телами, им приписывались особые функции. Так, Энлиль был богом земли, судьбы, создателем городов, а также по преданию, изобретателем мотыги и плуга. Шумеры почитали бога солнца Уту (в аккадской традиции Шамаш), бога луны Наннара (Син у аккадцев), богиню любви и плодородия Инанну (в аккадской и вавилонской мифологии Иштар), бога живой природы Думузи (Таммуз у вавилонян). С Марсом ассоциировался бог войны, смерти и болезней Нергал, вавилонский аерховный бог Мардук с Юпитером, бог мудрости, счета и письма, сын Мардука Набу – с Меркурием. Племенной бог Ассирии Ашшур со временем стал верховным богом страны. Так и роль бога Мардука, считавшегося покровителем Вавилона, стала расти с политическим возвышением города.
Жители Месопотамии верили также в добрых и злых демонов, и спасались от последних с помощью заклинаний и амулетов. Демонов изображали в зооморфной традиции в виде полулюдей и полуживотных. Особой популярностью пользовались ламассу – крылатые быки с человеческими головами; их статуи огромных размеров охраняли вход во дворцы ассирийских правителей.
Загробный мир в представлении шумер и аккадцев – мир теней, где покойники вечно страдали от голода и жажды, и поэтому их потомки обязаны были приносить им жертвы.
Письмо древних месопотамцев
Несомненным величайшим изобретением шумер стало письмо, зародившееся на рубеже $IV - III$ тысячелетий до н. э. Ученые считают, что приоритет в его изобретении принадлежит неизвестному народу, жившему в Южной Месопотамии до прихода шумер. Но, тем не менее, именно шумеры поставили письмо на службу людям: письменность использовалась сначала для фиксирования фактов повседневной жизни, а в скором времени для запечатления достижений культуры.
Изначально шумерское письмо было пиктографическим – отдельные слова изображались картинками, древнейшие такие тексты датируются приблизительно $3200$ г. до н.э. Однако, пиктография фиксировала лишь отрывочные сведения, а не передавала связную речь.
Постепенно пиктография превратилась в словесно-слоговое письмо и начала терять рисуночный характер. Так, вместо рисунка стали изображаться лишь характерные детали, которые вырисовывались схематически. Шумеры писали слева направо, и поэтому рисунки пришлось поворачивать на $90$ градусов, и постепенно они приобрели вид горизонтальных, вертикальных и угловых клиньев. Так рисуночное письмо превратилось в клинопись.
Рисунок 1. Пример шумерской клинописи
Шумерское письмо содержит обозначения, которые читаются как целые слова. Шумерская клинопись, развитая аккадцами содержала более $600$ знаков.
В $XXIV$ в. до н. э. появились первые тексты, написанные на шумерском языке. Шумерская клинопись распространилась в Древней Сирии в конце XXV в. до н. э., а к середине II тысячелетия до н. э. по всей Передней Азии. Шумерскую письменность использовали эламиты, хурриты, хетты и даже одно время Египет.
Месопотамцы писали на глиняных табличках тростниковыми палочками, а царские и храмовые тексты выбивали на камне и металлических пластинах. В $I$ тысячелетии до н. э. ассирийцы и вавилоняне использовали для письма импортный папирус, и деревянные дощечки, покрытые воском.
Месопотамская литературная традиция
Шумерская литература была представлена большим количеством лирических произведений, поэм, легенд и эпических сказаний, пословиц, мифов и гимнов. Специфический жанр представляли произведения о гибели шумерских город от набегов племен.
Самым известным памятником эпического жанра шумерской литературы являются сказания о Гильгамеше, который, скорее всего, был реальной исторической личностью: он упоминается в царских списках как один из царей Первой династии Урука. Легенда о Гильгамеше рассказывает о небывалых приключениях отважного царя, который осмелился сравнятся с богами в силе и бессмертии, однако в конце эпоса убедился в невозможности бороться с ними.
Интересными образчиками литературы Вавилонии служат произведения философского характера «Да прославлю я владыку мудрости» о подчинении достопочтенного страдальца непостижимой воле богов (конец $II$ тысячелетия до н. э.). Поэма «Вавилонская теодицея» (первая половина $XI$ в. до н. э.) рассказывающая о религиозно-философских идеях вавилонян; «Раб, повинуйся мне» (датируется X веком до н. э.) – диалог скучающего господина со своим рабом о превратностях судьбы.
Художественную и историческую ценность содержат также ассирийские анналы, повествующие о деяниях царей, природе и традициях завоеванных стран.
Искусство Древней Месопотамии
В становлении и развитии искусства Междуречья огромную роль сыграла шумерская художественная традиция: в $IV$ тысячелетии до н. э. ключевое место в искусстве занимала расписная керамика с геометрическим орнаментом, а в $III$ тысячелетии до н. э. бурно развивается резьба по камню, которая привела к возникновению глиптики (резьба по цветных и драгоценных камнях).
С превращением Месопотамии в единую централизованную державу в $XXIV-XXII$ вв. до н. э., в больших количествах создаются скульптуры, рельефы и барельефы, хорошо известна как пример скульптурная статуя Саргона. Основателя Аккадской династии.
В период правления $ІІІ$ династии Ура в $XXII-XXI$ вв. до н. э. памятники искусства становятся стереотипными и однообразными, и представлены в основном скульптурными портретами правителей, фресками с изображениями сцен повседневной дворцовой жизни, жертвоприношениями.
Во время существования Ассирийской державы в $VIII-VII$ вв. до н. э. искусство Месопотамии достигло своего расцвета. Это проявилось, прежде всего, в ассирийских рельефах, которыми облицовывали царские покои. На них были изображены сцены царской охоты, военные походы, захваты городов и крепостей, народы и племена, их антропологические особенности. Ассирийские мастера умело передавали пейзажные картины, зооморфные мотивы в настенной росписи, фресках.
Отличительной чертой искусства Месопотамией стало монументальное строительство. Основными материалами для строительства был камень и кирпич-сырец. Среди наиболее значительных построек – храмовые и дворцовые комплексы. Культовые здания как правило, строились в каждом крупном городе, в виде горы, который символизировал место обитания бога, поэтому основной формой храма в Месопотамии стал зиккурат – многоступенчатая пирамида с самим зданием храма наверху.
Рисунок 2. Храм бога Мардука в Вавилоне (реконструкция)
Дворцы месопотамских правителей представляли ансамбль из парадных царских покоев и крепости. Огромное количество помещений предназначались не только для царской семьи, но и для свиты и прислуги, бытовых нужд и увеселений.