Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Древнее царство Египта

Социальная структура Древнего царства

Древнее царство Египта охватывает период с $XXVIII$ по $XIII$ века до нашей эры, и соотносится с правлением $III$ и $VI$ династий. К $XXVIII$ веку в Египте сформировалась четкая иерархическая социальная система. Во главе её стоял царь, который обладал абсолютной законодательной, судебной и исполнительной властью, которая имела сакральный характер. Так, царь считался земным воплощением бога Гора, сыном бога Ра. Царь был абсолютным владыкой Египта, верховным обладателем земли и всего, что на ней обитало и произрастало. Материальное обеспечение монаршей власти осуществляло обширное царское хозяйство («дом царя»), заключавшееся в огромных поместьях по всей долине реки Нил. Само царское имя было священным, его запрещалось произносить; поэтому его называли фараоном – «пер-о» («великий дом»).

На ступени ниже от фараона стояла аристократия, в обязанности которой входило обслуживать фараона-бога (придворные), помогать ему в управлении Египтом и исполнять его волю (чиновники), почитать его самого и его родственников-богов (жрецы). Как правило, представители знати исполняли все три функции одновременно. Принадлежность к высшему слою была наследственной. Обычно знать делят на две основные группы – столичную сановную аристократию и правителей номов (номархов), – между которыми не было четкого разграничения: часто номархи занимали посты в центральном управленческом аппарате, а высшие чиновники управляли отдельными номами. Вельможи располагали крупными земельными владениями, состоявшими из «личного дома» (земли и передававшегося по наследству или приобретенного имущества), и условного держания, предоставляемого фараоном на время пребывания при исполнении ими определенных должностей. Жрецы получали контроль над существенными храмовыми хозяйствами. Поместья, которые принадлежали вельможам и храмам, платили налоги и несли повинностями; но в редких случаях фараон мог освободить от них сановника или храм за особые заслуги.

«Древнее царство Египта» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Нижний слой общества состоял из крестьян-общинников (нисутиу, хентиуше) и работников поместий (мерет, хемуу). Нисутиу не владели землей, а лишь пользовались ею, имели орудия труда и личное имущество, платили налоги и несли повинности в пользу государства. Хемуу отличались от нисутиу тем, что выполняли работы в частных, храмовых и царских хозяйствах, пользовались орудиями труда и сырьем с господского двора и получали за свой труд одежду и еду; жили в «селениях» при поместьях. Хемуу организовывали в рабочие отряды, с государственными служащими во главе. Рабочие отряды храмовых и личных хозяйств привлекались к выполнению государственных повинностей (строительство пирамид и храмовых сооружений, ирригационных систем, дорог, транспортировка грузов и т.д.). Положение хемуу мало чем отличалось от положения самой низкой социальной категории египетского общества – рабов (бак). Слой рабов пополнялся в основном за счет военнопленных (египтяне отрицательно относилось к обращению в рабство членов своих общин). В этот период рабы не образовывали существенной социальной группы, и их роль в экономике и обществе была мала.

Замечание 1

Главной функцией древнеегипетского государства была мобилизация сил общества для выполнения значимых экономических, политических или религиозных задач (поддержание работоспособности ирригационной системы, организация военных походов, строительство культовых сооружений), что обусловило создание системы тщательного учета и распределения трудовых и материальных ресурсов государства. Эта система находилась в ведении многочисленного и структурированного государственного аппарата, осуществлявшего свою деятельность на трех административных уровнях – центральном (общеегипетском), номовом и местном. Центральной администрацией руководил верховный сановник (чати), координировавший деятельность судебных и исполнительных институтов; однако из-под сферы его влияния была изъята армия. Ему подчинялись ведомства по наблюдению за ирригационной системой, ремесленниками, скотом, организации коллективных работ и сбору налогов, судебные инстанции. Каждое из ведомств делилось на два подразделения – для Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Особое военное ведомство отвечало за созыв общеегипетского ополчения в случае необходимости, и за систему крепостей и укреплений, выполнявших фортификационную функцию. Армия состояла из отрядов египтян (пехота, вооруженная луками и стрелами), и вспомогательных отрядов наемников, набиравшихся в основном из нубийцев. Номовая администрация, которую возглавляли номархи, соответственно копировала структуру центрального аппарата. Ей подчинялись советы, управлявшие общинами; они также следили за локальными оросительными системами и представляли местную судебную власть.

Правление ІІІ династии «строителей пирамид»

В правление $III$ династии ($XXVIII$ в. до н.э.), основанной фараоном Джосером, произошло усиление централизации государства и упрочение царской власти. Была создана единая ирригационная система, увеличился бюрократический аппарат, проводилась активная внешняя политика, установился особый культ фараона-бога с обязательным сооружением гигантских гробниц – пирамид. Фараоны стремились подчинить себе аристократию, сделать ее полностью зависимой от царя. Прежде всего, они попытались взять под контроль номовое управление путем ликвидации наследственной власти номархов. Однако добиться этого смогла только $IV$ династии ($XXVIII – XXVII$ вв. до н.э.), при которой абсолютизм власти фараонов достиг своего пика. Особенно отчетливо это прослеживается в правление фараонов Снофру, Хуфу (Хеопса), Джедефра, Хафра (Хефрена) и Менкауры (Микерина). При их правлении практикуется назначение номархов фараоном и их постоянное перемещение из нома в ном, что не позволяло чиновникам обзаводится контактами на месте. Помимо этого, ключевые должности центрального аппарата сосредотачиваются в руках представителей царствующего дома в противовес предшествующей традиции выбирать чиновником из аристократии. Культ фараона во время правления этих династий приобретает феноменальный характер - на строительство гигантских пирамид мобилизуются огромные человеческие и материальные ресурсы. Внешняя политика становится агрессивной, и окончательно определяются три ее основные векторы – южное направление (Нубия), северо-восточное (Синай, Палестина) и западное (Ливия). Обычно походы египетской армии носили грабительский характер (захват рабов и полезных ископаемых); но в то же время Египет стремится контролировать ряд территорий для их дальнейшего хозяйственного освоения (Синай, Нубия).

Начало политического кризиса и упадок Древнего царства

Строительство пирамид и активная внешнеполитическая экспансия приводят к истощению сил египетского государства и к политическому кризису, по результатам которого $IV$ династию сменяет $V$ ($XXVI –XXV$ вв. до н.э.); основателем ее стал фараон Усеркаф. Представители этой династии уменьшают масштабы строительства пирамид и идут на уступки столичной знати (высшие должностные посты перестают быть монополией царствующего дома). Для сплочения общества культ бога Ра приобретает общеегипетский характер, и именно в это время окончательно утверждается идея прямого родства фараонов с Ра. Стабилизация положения внутри страны позволяет восстановить активную внешнюю политику. Так, возобновляются походы в Азию и Ливию, организуются морские экспедиции на юг Красного моря (Пунт) и в Финикию.

Агрессивную внешнюю политику продолжают вести первые фараоны $VI$ династии ($XXV$ – середина $XXIII$ в. до н.э.) – Тети, Пиопи $I$, Меренра, Пиопи $II$. Однако при них начинает возобновляться могущество номовой знати, в Верхнем Египте в первую очередь. Должности номархов снова приобретают наследственный характер; представители некоторых номарших родов занимают посты в центральном административном аппарате управления и вступают в родственные отношения с правящим царским домом, - происходит слияние местной аристократии и царского рода. Центральная власть постепенно ослабевает, экономический вес ее сокращается: повсеместно распространяется практика выдачи иммунитетных пожалований – владелец иммунитета приобретает неограниченную власть (военную, экономическую, административную) на территории своего земельного пожалования; номархи постепенно приобретают контроль над царскими хозяйствами. Царская власть окончательно приходит в упадок при царствовании последних фараонов $VI$ династии: разразившийся политический кризис середины $XXIII$ в. до н.э. приводит к ее падению и распаду государства на самостоятельные номы.

Дата последнего обновления статьи: 26.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot