Первоначальное строение римского общества
В начале I тысячелетия до н.э. на территории Рима жили племена латинов и сабинов. Посёлки, расположенные на холмах, понемногу расширялись и объединялись в единое поселение. На холме Капитолий были построены общий храм и крепость. К моменту образования римской общины народ Рима состоял из трёх племён: тиции (сабины), луцеры (этруски), рамны (латины). Племенные объединения (трибы) требовались для комплектования войска.
Общество делилось на курии, общее число которых равнялось тридцати.
Курия – объединение мужчин-воинов, из представителей которых образовывалось образовавших пешее войско.
В основе социальной структуры лежали родовые общины. Их количество увеличивалось со сто до трёхсот. Римская община считалась экзогамной и отцовской. Община обладала правами:
- совестного владения землёй;
- взаимного наследования;
- выбора и смещения старейшин;
- принятие в свои ряды чужаков;
- проживание на определённой территории;
- носить единое родовое имя;
- иметь общее место для погребения.
Для всех существовала обязанность: оказывать каждому сородичу всю возможную помощь. О количестве человек в одной общине говорит факт гибели 306 мужчин-воинов из рода Фабиев в битве у реки Кремера.
Римская община являлась основой хозяйственного развития общества.
Во главе Рима стояли царь, сенат и комиции. Сенат состоял сначала из ста, а затем из трёхсот членов, пот числу родов. Мужчины-воины собирались на комиции по куриям и выбирали царя. Царь выполнял функции военного вождя, судьи и жреца. Члены родов были равноправны между собой.
Вторая ступень развития общины
Развитие хозяйства, расширение территории, рост населения и ведение войн привели к переходу к соседской общине. Стало формироваться рабство и частное владение земельными участками. Принципы родовитости и знатности заменяли принципы старшинства и опытности. Патрицианские общины (такие как Юлии или Горации) становились покровителями обедневшим родам. Первых стали называть патронами, вторых – клиентами. Патрон давал клиентам землю, защищал их права в суде, давал своё имя. Клиенты обязаны были служить в боевой дружине.
Рост города притягивал новые рода, население пополнялось переселенцами и завоёванными рабами. Переселенцы становились неполноправными, так как не могли принимать участия в комициях и сенате. Их стали называть плебеями. Плебс тоже жил общинами, но не входил в трибы и не имел прав патрициев. Плебеи не участвовали в войнах и не получали больших участков земли. Из-за малоземелья они не могли заниматься скотоводством, поэтому у них преобладало земледелие, торговля и ремесло. Среди плебеев при отсутствии родовых ограничений быстрее шло развитие частной собственности и социального неравенства.
Таким образом, проявилось имущественное неравенство: сначала между патронами и клиентами, затем между патрициями и плебеями и внутри плебса. Формируются архаические классы-сословия: патриции и плебеи.
Формирование гражданской общины
Царя для достижения большей власти стали увеличивать свои земельные наделы. Начиная с первого царя Ромула, все последующие цари раздавали землю воинам. Царь Сервий Туллий разделил римскую территорию на 21 трибу (округ). Вреди них было 4 городских и 17 сельских округов. Он также изменил правила комплектования дружины. Туллий разделил всех патрициев и плебеев на шесть разрядов. Критерием стало имущественное состояние каждой семьи. Это имело значение не только для формирования войска, но и для проведения центуриатных комиций. Большинство голосов в народном собрании принадлежало теперь богатым родам, неважно были они патрициями или плебеями. Эти преобразования стали началом превращения плебса в коллектив граждан.
В царский период в Риме возникла социально-политическая структура римского полиса, то есть гражданская община с античной формой собственности.