Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Древнеславянские погребальные сооружения и обряды

До принятия христианской религии способ погребения усопших на Руси зависел от социального статуса умершего и причин смерти. Нередки были случаи, когда вдали от поселений для усопших даже строили отдельные избы.

Особенности древнеславянских погребений

Славяне отправляли умерших в последний путь на лодке, которую можно было поджечь. Таким образом, совмещались две идеи – погребение и кремация. Преданные огню останки хоронили в земле. Произошло раздвоение культа предков: с одной стороны, душа приобщалась к небесным силам, которые влияли на погодные условия, а с другой стороны, благожелательных предков связывали с землей, которая давала урожай. Об этом в своей книге «Славянская энциклопедия» пишет писатель и публицист Владислав Артемов.

Согласно языческим верованиям, мир мертвых почти ничем не отличался от мира живых, поэтому умершим там нужно было все то, чем человек пользуется в жизни. Вот почему умершим тоже строили жилища. Сначала это были небольшие домики, а потом они превратились в целые избы. Считалось, что там покойники будут жить после смерти.

Покойников снабжали и необходимым инвентарем и даже продуктами. Причем эти верования жили в народе и после принятия христианства.

В древние времена знатных людей хоронили в курганах. Для покойников делали подземные деревянные срубы, напоминающие дома. Туда помещали тело усопшего, а также одежду, оружие, предметы мебели. Вместе с умершим хоронили его коня, а также жену и слуг. Затем дом засыпали землей. Так создавался курган.

Часто в ходе раскопок древних городищ археологи находят бревенчатые домики с останками людей. Также там находят вылепленные из глины горшки с прахом умерших.

В редких случаях прах лежит вне специальных емкостей.

В русских народных сказках часто встречается сюжет, в котором фигурирует избушка на курьих ножках и образ Бабы-Яги. Доктор культурологи Марина Соколова в своей статье «Феномен гостеприимства в русских народных сказках» пишет, что избушка на курьих ножках – это срубный дом, который строили над могилой умершего. Такие сооружения являлись отражением представлений людей о загробной жизни.

«Древнеславянские погребальные сооружения и обряды» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Когда наступал день поминовения усопших, в домик ставили пищу. Это делалось через окно. Иногда в таких домах не было одной стены, чтобы в дом покойника можно было принести подношения.

Дома умерших стояли на деревянных сваях или пеньках. Эти опоры коптили дымом, поэтому они назывались курьими ножками. Почему дома мертвых не должны были касаться земли, вопрос дискуссионный. По одной версии, это делалось для того, чтобы жилище мертвеца на соприкасалось с миром живых, по другой – это делалось для защиты тела усопшего от насекомых и грызунов.

Курганы

В IX-X вв. на территории Восточной Европы, заселенной славянами, были распространены погребения в круглые курганы с трупосожжением, которое совершалось на месте насыпи. Курганные группы включают в себя несколько десятков насыпей. В каждой насыпи по одному погребению. Погребальный инвентарь включает в себя небольшое количество предметов – обычно это нож или наконечник стрелы, бусины.

При погребении принято было бить посуду. Ее черепки находят на поверхности погребальных кострищ или в насыпи курганов. Также среди находок – сожженные кости животных – собак и лошадей. Считается, что эти погребения принадлежат общинникам.

Встречаются парные трупосожжения, для которых характерно большое количество инвентаря – предметы вооружения, монеты, гирьки и весы. По мнению археологов, такие погребения принадлежат представителям княжеской дружины. Такие погребения обнаружены и исследованы в самых крупных курганных могильниках Х в. — Гнёздовском (под Смоленском), Тимеревском (под Ярославлем), Киевском, Шестовицком (рядом с Черниговом).

Погребальные обряды

Важной особенностью древнеславянского погребального обряда является погребальное празднество (тризна) и связанный с нею пир.

Описаний того, что именно представляла собой тризна, не сохранилось. Однако на основании анализа различных сохранившихся до нашего времени источников (летописи, «Житие Константина Муромского», польские хроники) можно получить представление об этом обряде.

Тризна была не только погребальным пиршеством, но и своего рода празднеством драматического характера с разыгрыванием спортивных и светских сцен, главной частью которого было представление битвы.

Таким образом, во время празднеств в честь мертвых проводили праздничную игру, в процессе которой устраивали военное состязание с бряцанием оружием, криками и военными песнями. Эта игра имела магическое значение. Так отгоняли злых духов.

После тризны был пир, по-древнеславянски – страва, с изобилием еды и меда.

У славян были дни поминовения усопших. Из празднеств и игр, устраивавшихся в честь душ умерших, особый интерес представляют русалии и радуницы.

Упоминания о русалиях встречаются уже в XI веке. После принятия христианства против этих обрядов выступали светские и церковные христианские князья.

Сведений о радуницах не сохранилось. Но известно, что оба эти праздника проникли на Русь под греко-римским влиянием.

Дата последнего обновления статьи: 01.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot