Древнегреческий полис
С разложением первобытнообщинных отношений в Древней Греции наступил полисный этап — период формирования и расцвета полисных городов-государств, в которых первобытнообщинные отношения были сменены рабовладельческими классического типа.
Полис – это город-государство, организованный на политической гражданской общине.
Для полиса характерные следующие характеристики:
- небольшая замкнутая территория;
- сравнительно малая численность населения;
- наличие института гражданства, которое давало право на клер (земельный участок) в черте полиса;
- действие органов самоуправления — народных собраний и выборных магистратур.
Становление полисной организации проходило в несколько этапов. Основным фактором формирования полисной системы была военная угроза. Становление полиса в Афинах связано с развитием рабовладельческой демократической республики.
Полисный этап государственности принято разделять на периоды:
- гомеровский (XI—IX вв. до н.э.);
- архаический (VIII—VI вв. до н.э.);
- классический (V—IV вв. до н.э.).
Особый интерес представляет процесс возникновения и развития Древних Афин.
Становление основ полисной организации в Афинах связано с деятельностью Солона и Клисфена в VI веке до н.э.
Реформы Солона
В 594 году до н.э. общественный деятель и поэт Солон был избран народным собранием на должность архонта-эпонима с правом законодательной власти и некоторыми чрезвычайными полномочиями. Он был влиятельным и авторитетным политическим деятелем и рассматривался различными социальными слоями (аристократами, ремесленниками и торговцами, демосом) как компромиссная фигура.
Согласно Плутарху, Солона назначили «примирителем и законодателем», а Аристотель указывает, что ему «вверили государство». Чрезвычайные полномочия, вероятно, выразились в слове «примиритель». Его основной задачей стало разрешение конфликта и примирение враждующих сторон. Архонтов в то время назначал Ареопаг, но Солона ввиду особой ситуации избрало народное собрание.
У Солона к этому времени уже сложился план преобразований. Чтобы начать их реализацию, было нужно заручиться авторитетной религиозной санкцией. Оракул в Дельфах дал Солону ряд прорицаний, которые одобряли его замысел.
Первой реформой стала сисахфия, которую он полагал своей важнейшей заслугой. Были отменены все долги, из рабского статуса освобождались кабальные должники, а долговое рабство запрещалось. Сисахфия была должна облегчить социальную напряжённость в Афинах и улучшить экономическую ситуацию.
Солон вел комплексную экономическую политику, для которой были характерны протекционизм по отношению к афинскому сельскому хозяйству и поддержка ремесленного производства. Прибывшим из других городов ремесленникам разрешалось селиться в городе. Родители, не обучившие сына ремеслу, не могли требовать его поддержки в старости. Был введен запрет на вывоз зерна и поощрялось оливководство. Благодаря этим мерам оливководство превратилось в процветающую отрасль хозяйства. Денежная реформа предполагала замену эгинской монеты эвбейской, что облегчило ведение торговли между Афинами, Эвбеей, Халкидикой, Коринфом и полисами Малой Азии и способствовало развитию афинской внешней торговли.
Важным значением обладали социальные реформы. Ключевой стало разделение гражданского коллектива на четыре имущественных разряда. Критерием принадлежности служил размер годовых доходов, исчисляемый в продуктах сельского хозяйства:
- Пентакосиомедимны (доход свыше 500 медимнов зерна или 500 метретов оливкового масла или вина) – могут быть избраны архонтами или казначеями;
- Гиппеи (доход больше 300 медимнов зерна) – могут содержать боевого коня;
- Зевгиты (доход больше 200 медимнов зерна) – служат гоплитами (тяжеловооруженные пехотинцы);
- Феты (доход меньше 200 медимнов зерна) – могут принимать участие в деятельности народного собрания и суда присяжных.
Феты не могли занимать государственные должности и лишь участвовали в работе народного собрания и гелиеи (суда присяжных). Считается, что эту реформу Солон провёл в интересах наиболее богатых (в первую очередь незнатных богачей из торговцев и ремесленников). Однако бедные тоже получили выгоду: теперь они также могли принимать участие в политической жизни.
Солон учредил гелиею, что имело демократический характер. Любому гражданину было предоставлено право возбуждать судебный иск по делам, напрямую его не касающимся. Если в Афинах ранее существовали только частные процессы, в которых истцом выступало потерпевшее лицо, то теперь появились публичные процессы.
Солон также учредил новый орган государственного управления — Совет Четырёхсот. Его членами стали представители четырёх фил, по 100 человек от каждой. Совет был альтернативой собранию знати – Ареопагу. Распределение функций не было определено точно. Согласно данным Плутарха, Совет Четырёхсот готовил проекты постановлений для народных собраний, а Ареопаг занимался «надзором за всем и охраной законов».
Был издан закон о завещаниях. Плутарх передаёт его содержание так: раньше «не разрешалось делать завещания; деньги и дом должны были оставаться в роде; а Солон разрешил не имевшим детей отказывать состояние, кому хочет». Солон впервые в истории Афин ввёл институт завещаний. Также вводился земельный максимум (запрет иметь земельное владение сверх установленной нормы).
Солоновский свод законов был записан на деревянных досках и выставлен на всеобщее обозрение. Он должен был сменить драконтовский свод; по-прежнему действовали лишь законы Драконта об убийствах. Новые законы должны были действовать в течение 100 лет, однако фактически действовали и после.
Реформы Солона являются важнейшей вехой в истории архаических Афин, формировании Афинского государства.
Реформы Клисфена
Реформы Клисфена в конце VI века до н.э. окончательно разрушили пережитки родовой организации.
Административная реформа разделила полис на 10 фил – территориальных образований, каждое из которых включало три триттии из разных частей полиса (городской, прибрежной и земледельческой). Филы делились на демы —самоуправляющиеся округа.
Государственная реформа заменила Совет четырехсот Советом пятисот, формировавшийся по территориальному принципу: по 50 человек от филы. Он осуществлял функцию государственного управления. Главными принципами были сменяемость, выборность, срочность, оплачиваемость должностей. Законодательная инициатива – каждый мог предложить закон, но он должен был не противоречить действующим законам и быть аргументирован.
Для военного руководства создавалась коллегия из 10 стратегов: по представителю от филы.
Клисфен также ввел остракизм.
Остракизм – это специальное голосование народного собрания для выявления лиц, которые представляют опасность для государства (если имя политика на глиняных черепках указывала как минимум 1/3 голосующих, его изгоняли).
Подвергшиеся процедуре остракизма на 10 лет изгонялись из полиса.
Реформы Солона и Клисфена разрушили архаическую родоплеменную организацию, заложили основы демократии и закончили становление Афинского полиса.