Третий переходный период (1069 -664 годы до н.э.) – это эпоха в истории Древнего Египта, связанная с распадом Нового царства, разделением государства, потерей централизации и иноземцами на фараонском троне.
Децентрализация экономики Древнего Египта
Конец Нового царства и распад единого Египта положили конец централизации экономики под контролем власти царей, системе распределения работников и определенной помощи со стороны государства трудовому населению (зерном в неурожайные годы, инвентарем и т. п.).
Хозяйства номов, храмов, предводителей наемных отрядов, вельмож, которые прежде составляли единое государственное хозяйство, теперь стали самостоятельными и перешли в собственность держателей. Более того, росло число таких самостоятельных хозяйств, поскольку местные правители выделяли приближенным земельные угодья, создавая себе вассалов. Многие из подобных правителей относились к ливийцам; их власть, приобретшая иерархическую структуру, не отделялась от командования военными отрядами, и вместе они образовали военное сословие египетского общества.
Рядовые земледельцы лишились государственной поддержки и оказались предоставлены сами себе. Не имея возможностей получать необходимое напрямую от государства, они были вынуждены приобретать все на рынке. В результате по сравнению с предыдущими эпохами в Египте усилилось денежное обращение, для которого использовались весовые слитки серебра. Из-за ограниченности количества таких денежных единиц и неразвитости внутренней торговли возникала необходимость покупать товары в кредит или же обращаться к ростовщикам. В древности для обеспечения кредита при отсутствии имущества или невозможности его отдать в залог повсеместно служила личность должника. Поэтому в VIII веке до нашей эры в Египте распространялась долговая кабала. Ограничить ее пытался царь XXIV династии Бокхорис.
В результате отмены государственных смотров профессиональные навыки стали передаваться по наследству, особенно в военной сфере, чему также способствовала изначальная обособленность наемников-чужеземцев. Профессиональные разряды трудового населения превратились в замкнутые «касты».
Наметилось отставание Египта от соседних стран в развитии производительных сил.
Там в начале I тысячелетия до нашей эры уже наступил железный век, а в Египте, не располагавшем месторождениями железа, бронза и даже камень сохраняли свое значение намного дольше.
Греческое влияние на древнеегипетское общество
По мере складывания системы торговых связей в Средиземноморье Египет становился ее частью. Присутствие греков в эпоху XXVI династии, и основание Навкратиса сразу двенадцатью торговыми городами Греции, было связано со стремлением превратить Египет в рынок сбыта ремесленной продукции. Навкратис и другие колонии на африканском побережье способствовали проникновению в греческий мир египетской культуры.
Греческие ученые и писатели с начала VI века до нашей эры считали хорошим тоном совершить ознакомительную поездку в Египет. Благодаря этому греческая традиция играет важную роль для формирования наших представлений о Древнем Египте.
Отношение к царской власти в древнеегиптеском обществе I тысячелетия до нашей эры
Что касается Египта, существенные изменения мировоззрения его населения, объективные экономические и социальные сдвиги, связывались с упадком царской власти и централизованного государства. До гибели Нового царства в восприятии египтян царская власть в течение двух тысячелетий была главной опорой страны. Однако у египтян появляются сомнения, насколько представлениям о сакральности соответствуют правители, неспособные поддерживать стабильность и ограниченные во внешнеполитическом могуществе.
Особо серьезными эти сомнения становились, когда престол занимал иностранец. В результате египтяне перекладывали ритуальные функции, подобающие сакральному царю, с реальных правителей на кого-нибудь еще.
Часто царскими эпитетами стали именовать местных богов разных номов.
Изменения в представлениях о царской власти были связаны и с сомнениями в способности фараонов пользоваться покровительством богов. Среди чужеземцев наименьшее отторжение должны были вызвать ливийцы, вошедшие в египетское общество еще при Рамессидах. Однако поселившись в Египте, ливийские воины сохраняли свой уклад.
Община и связанные с ней структуры отмерли в Египте еще в 1-й половине III тысячелетия до нашей эры. Ливийцы же принесли в Египет жизнеспособный родовой строй. В его рамках по наследству передавались полномочия «великих вождей Ма» и «великих вождей Либу», та же практика была распространена и на царскую власть, доставшуюся роду Шешонка. Когда в VIII веке до нашей эры в Египте одновременно оказалось четыре признающих легитимность друг друга царя, не было оснований для того, чтобы другие, не менее сильные правители заявили претензии на такой статус. Однако Тефнахт провозгласил царем себя после того, как все правители Египта были приведены к покорности нубийцем Пианхи.
Объяснение этому в том, что царская власть до завоевания Пианхи считалась монопольной принадлежностью основанного Шешонком ливийского дома, давшего четыре местных «ответвления». Поход Пианхи сломал существовавшую два века «монополию» ливийской династии на власть, чем и воспользовался Тефнахт.
XXVI династия, объединившая Египет в середине VII века до нашей эры, своим происхождением связанная с XXIV династией, также восходит к ливийской военной знати. Однако уже родоначальник дома Тефнахт, а после и его потомки стали принимать царский титул, основываясь не на династическом родстве, а на собственном могуществе. Не мог иначе обосновать свои притязания объединитель Египта Псамметих I, свое верховенство навязавший всем местным правителям, включая танисских царей – пресловутого Петубаста II и его преемника. Однако, когда Амасис, не принадлежавший к XXVI династии, (но приписанный к ней Манефоном) поднял против Априя мятеж и в результате захватил престол, вновь возникает конфликт между обоснованиями прав на власть рождением от божества и принадлежностью к царскому дому.