Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Концепция царской власти

Определение 1

Фараон – это современное название титула правителей Древнего Египта.

Царская власть в Египте в середине III тысячелетия до н. э.

Основой общества Древнего царства являлась царская власть. Фигура фараона была на недосягаемой высоте как для рядовых египтян, так и для ближайшего окружения. Это связано было с представлениями о роли царя в поддержании маат через ритуалы и вытекающей сакрализацией его личности. Такое исключительное положение имело основу в самой структуре древнеегипетского общества. С исчезновением общины в Египте не осталось земель вне государственных владений. Соответственно, в зависимости от фараона так или иначе находились абсолютно все жители страны.

Замечание 1

Все операции, связанные с функционированием государства, исходили от царя.

Поскольку в Египте с государством было связано все, каждый египтянин мог рассматриваться как зависимое проявление личности царя. Следствием стало мировоззрение египтян Древнего царства, в котором критерием их самооценки являлся успех в продвижении по службе. Например, номархи Элефантины, описывая на стенах гробниц свои экспедиции в Нубию, не упоминают о проявлениях ими личной храбрости, обходят стороной впечатления от далеких стран, но делают акцент на практической пользе их экспедиций и их оценке царем.

Упадок царской власти и конец Древнего царства

В эпоху правления V и VI династий могущество царской власти пошло на убыль. Нарастало влияние и богатство знати, что явно проявлялось в убранстве ее гробниц: при V династии пышными стали погребения столичных вельмож, а при VI династии то же самое произошло с погребениями провинциальной знати. Номархи получили возможность передавать полномочия по наследству. Ряд фараонов V и VI династий раздал храмам особые грамоты, освобождавшие их от необходимости предоставлять государству работников.

«Концепция царской власти» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В начале XXII века до нашей эры одновременно с VIII династией на юге Египта в городе Гераклеополь начинает править IX династия, что привело к распаду единого государства. Крах Древнего царства носил лавинообразный характер и не был закономерным результатом негативных, медленно накапливавшихся процессов. Вероятнее, он был ускорен произошедшими за короткое время природными изменениями и социальными потрясениями, с которыми Древнее царство не смогло справиться.

Перемены в представлениях египтян Позднего времени о царской власти

В I тысячелетии до нашей эры в представлениях египтян о царской власти происходят изменения, связанные с ее ослаблением и с сомнениями в способности фараонов отправлять ритуалы и пользоваться покровительством богов. Наименьшее отторжение среди чужеземцев на престоле у египтян вызывали ливийцы, ставшие частью египетского общества еще при Рамессидах. Однако поселившиеся в Египте ливийские воины и их вожди сохранили свой уклад, и слабо смешивались с уроженцами страны.

Община и родовые структуры, связанные с ней, отмерли в Египте под нажимом государства в первой половине 3-го тысячелетия до нашей эры. Ливийские воины принесли с собой жизнеспособный родовой строй. В его рамках внутри определенных родов передавались титулы «великих вождей», а затем эта практика была распространена и на власть, доставшуюся роду Шешонка.

В VIII веке до нашей эры, накануне нубийского вторжения, в Египте оказываются одновременно четверо царей. Не было препятствий к тому, чтобы другие сильные правители заявили претензии на этот статус. Однако Тефнахт из Саиса провозгласил себя царем только после того, как все другие правители Египта, как и он, были приведены к покорности царю Напаты Пианхи. Это объясняется тем, что царская власть до завоевания Пианхи считалась принадлежностью ливийского дома.

Замечание 2

Принадлежность к династии, таким образом, впервые с начала III тысячелетия до нашей эры, стала восприниматься как обоснование царского статуса, более весомое, чем его настоящая мощь.

Не случайно, в тексте стелы, посвященной египетскому походу, Пианхи подробно «описывает», что он единственный из правителей рожден богом и поэтому одолевает врагов. Поход Пианхи сломил существовавшую уже два века «монополию» на царскую власть ливийской династии — и этим прецедентом воспользовался Тефнахт.

Однако представление об этой «монополии» дало «рецидив» в эпоху «додекархии», описанную в эпических сказаниях, чье действие разворачивается вокруг Петубаста II. Впервые в египетской литературе носитель царского статуса играет второстепенную роль. Когда в сказании о борьбе за наследственный удел верховного жреца Фив царь все же выходит на первый план, то проявляются его не самые лучшие человеческие качества.

Определение 2

Додекархия (примерно 671—656 годы до нашей эры) – это эпоха одновременного правления в Египте двенадцати царей в промежуток времени от изгнания эфиопов до восшествия на трон Псамметиха I.

В судебном поединке за наследство за Петубаста бьется герой Пему. При этом он так поступает исключительно из вассальных обязательств. По законам сказаний бой за неправое дело оканчивается неудачей. Такой негативный образ носителя царского статуса появился в египетском тексте в рамках представлений, что Петубаст не имеет иных прав на титул, кроме династических. Он отдаленный потомок Шешонка, сидящий в самой престижной резиденции его дома — в Танисе.

XXVI династия, объединившая Египет в середине VII века до нашей эры, своим происхождением с XXIV и также уходит корнями в среду ливийской военной знати. Однако уже родоначальник дома Тефнахт, а затем его потомки принимают царские титулы, основываясь не на родстве с домом Шешонка, а на реальном могуществе.

Не мог иначе обосновать свои притязания Псамметих I, навязавший верховенство местным правителям (включая танисского царя — пресловутого Петубаста II и его преемника). Однако, когда не относяшийся к XXVI династии Амасис поднял мятеж против Априя и захватил престол, вновь мы наблюдаем конфликт в обосновании прав на власть между аргументами о собственном рождении от божества и аргументами о принадлежности к царскому дому. В надписи, описывающей борьбу Амасиса с Априем, подробно объясняется, что, несмотря на то, что Априй исходно был полноправным сакральным царем, из-за совершенных преступлений он утратил расположение верховного божества, которое предпочло облечь властью другого сына, рожденного вне царского дома.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot