Египетское письмо (егип. «слова бога») — это письменность, использовавшаяся в Древнем Египте в течение 3500 лет с начала 3-го тысячелетия до нашей эры.
Виды древнеегипетской письменности
Египетская письменность представляет собой рисуночное письмо, дополненное фонетическими знаками, то есть сочетает элементы силлабического, идеографического и фонетического письма. Можно выделить три вида написания:
- иероглифика;
- более беглая иератика;
- демотика – быстрый курсив с большим количеством лигатур.
Ни один вид письма не замещал полностью остальные. Все использовались до окончания греко-римского периода. Научной дисциплиной, изучающей египетское письмо, является лингвистическая египтология.
Возникновение и развитие древнеегипетской письменности
Древнеегипетская письменность возникла во второй половине IV тысячелетия до н. э. из потребности усложнившегося общества фиксировать информацию, уже не умещавшуюся в памяти людей, отвечающих за разные сферы администрации и хозяйства. В течение долгого времени она существовала совместно с пиктографией – способом фиксации сообщений при помощи изображений.
Самым известным примером ранних пиктограмм является изображение на «палетке Нармера», прославляющей правителя эпохи объединения страны. На лицевой стороне памятника изображен царь, заносящий булаву над противником; выше размещено изображение сокола с веревкой, привязанной к ней вражеской головой и восседающего на шести стеблях лотоса (или папируса), произрастающих на полосе земли. Смысл пиктограммы может быть передан так: «Царь (в виде сокола) захватил 6 тысяч пленных (побег лотоса передает число 1000) или «Область папируса» (если это растение – папирус)». В понимании этой пиктограммы нет уверенности, и она не передает конкретной фразы, которую можно было бы записать с использованием лишь фонетических знаков.
Такое письмо зарождается в эпоху Нармера и оформляется к началу Древнего царства. В развитом виде письменность древнего Египта состояла из знаков, передававших от одного до четырех согласных звуков (гласные не выписывались), и знаков, передающих понятия вне зависимости от звучания слов. Такие знаки употреблялись как детерминативы, уточняющие чтение написанных фонетическими знаками слов, либо как самостоятельные идеограммы
Идеограммы – это смысловые знаки, передающие определенное слово.
Когда сложилась основанная на таком принципе письменность, в египетской культуре появилось понятие текста – последовательности знаков, которая должна читаться определенным образом.
В III тысячелетии до н. э. сформировались два типа письма:
- Иероглифика – система чисто рисуночных знаков, которая применялась для монументальных надписей на стенах;
- Иератика – система знаков, измененных по сравнению с рисуночными прототипами потому, что ими писали на иных материалах – папирусе или остраконах.
Эти две системы использовались для записи на языке, грамматика и лексика которого со временем менялись: язык Древнего царства и язык Среднего царства достаточно близки, а новоегипетский язык, ставший основным в середине II тысячелетия до нашей эры, с эпохи Эхнатона, отличался от них по строю.
В I тысячелетии до нашей эры, когда сформировался так называемый демотический язык, для записи текстов сложилось особое письмо – демотика (буквально «народное письмо»), состоящее из модифицированных знаков. При этом среднеегипетский язык, уйдя из живой речи, сохранял (подобно латыни в европейском Средневековье) значение классического языка для записи литературных произведений, официальных надписей и религиозных текстов в течение как II, так и I тысячелетий до нашей эры. Наконец, уже в начале нашей эры в Египет проникло христианство, для записи текстов которого на основе греческого алфавита создается коптское письмо.
Дешифровка египетской письменности
Античные авторы, (Геродот, Страбон, Гораполлон, Диодор), преувеличивали символический характер древнеегипетской письменности. По их словам, иероглифы обозначали слова или даже понятия. Правда, некоторые античные писатели оставили и весьма ценные наблюдения. Плутарх, в целом считая египетское письмо символическим, сообщил, что у египтян был алфавит из 25 знаков. Геродот отметил, что у египтян было письмо двух видов – «священное» и «народное». Климент Александрийский насчитал три вида письма: священное письмо иероглифику; иератическое священное письмо свитков; эпистолографику для повседневного употребления.
Первую попытку дешифровки египетских надписей совершили арабские историки X—XI веков. Благодаря знаниям коптского языка частичного успеха достиг Ибн Вахшия.
Европейские ученые XVI—XVII веков, опираясь на неточные высказывания античных авторов, повторили их ошибки и не смогли правильно подойти к дешифровке египетских надписей. В XVIII веке некоторые ученые правильно установили, что отчасти египетские иероглифы обозначали звуки и что в картушах содержались собственные царские имена. Томас Юнг установил наличие в египетской письменности фонетических знаков, определил значение некоторых иероглифов и разобрал некоторые имена. Честь окончательной дешифровки принадлежит ученому из Франции Франсуа Шампольону. Используя достижения предшественников, он тщательно изучил надписи, добытые в ходе наполеоновской экспедиции; особенное внимание уделялось Розеттской двуязычной надписи, начертанной на греческом языке и на египетском — иероглифами и демотическими знаками. В 1822 году Шампольон добился правильного прочтения в ней многих слов и имён, верно предположив, что египетские иероглифы могли обозначать не только слова, но также некоторые отдельные слоги и звуки. Шампольон сопоставил имена, встречающиеся в греко-египетской надписи, с соответствующими начертаниями их в иероглифических надписях. Так ему удалось установить, что некоторые иероглифы имеют звуковое значение, и определить почти все знаки египетского алфавита. Однако ученый не остановился на первой стадии дешифровки. Работая над изучением известных надписей, он попытался составить словарь и грамматику египетского языка. Его труды дали толчок к развитию египтологии в области изучения языка древних египтян.
Большой вклад в египтологию в этом отношении сделали:
- де Руже;
- Масперо;
- Шаба;
- Эрман;
- Лепсиус;
- Зете;
- Бругш;
- Гардинер;
- В. С. Голенищев.