Бенедиктинский орден — это старейший из католических монашеских орденов, основанный в 530 году святым Бенедиктом Нурсийским в Монте-Кассино и Субиако.
Термин «бенедиктинцы» иногда употребляется в отношении других монашеских орденов, использующих «Устав святого Бенедикта» (например, цистерцианцы или камальдул), что не является корректным.
Реформа Бенедикта Нурсийского
Бенедикт Нурсийский в 530 году создал в Италии монастырь Монтекассино. Монастырский устав, который имел много схожих черт с уставами Пахомия и Василия, точно устанавливал внутреннее устройство монастырского общежития. Общину возглавлял пожизненно избираемый аббат. Помощниками он избирал себе приора (заместителя), эконома и деканов (начальники десяти монахов). Монахе спали в дормиторие (общая спальня) и молились в рефектории (общей столовой). Остающееся время было посвящено работе. Послушник прежде принятия в число монахов проходил новициат (годовое испытание). В 585 году Монтекассино был опустошен лангобардами что привело к отъезду монахов в Рим.
История
После смерти святого Бенедикта в 547 году основанный им монастырь Монтекассино просуществовал лишь недолгое время и был разрушен во время набега лангобардов в 580-е годы (позже был восстановлен). При поддержке Римского Папы Григория I Великого монахи разошлись по европейским странам, распространяя устав и идеи святого Бенедикта. В скором времени бенедиктинские монастыри появились в Франкском королевстве, Англии, других странах Центральной и Западной Европы, а в XI веке и в Восточной Европе. Среди великих бенедиктинцев периода выделяются святой Августин Кентерберийский, святой Виллиброрд, святой Адальберт Пражский и многие другие. В VIII веке Бенедикт Аньянский устроил в монастыре в Аньяне монашескую жизнь на строжайших началах бенедиктинского устава.
Падение нравственности среди духовенства и монашества, вмешательство в церковную жизнь светских властей привело к Клюнийской реформе монашеской жизни (по названию аббатства Клюни). В это же время, X—XI веках от бенедиктинцев отделились ордена цистерцианцев и камальдулов.
С XIII века возникают новые, быстро развивающиеся ордены францисканцев и доминиканцев, изменяется структура всего европейского общества, что предопределяет упадок ордена бенедиктинцев. Этот упадок ещё более усилился в ходе Реформации и секуляризации XVIII века.
Возрождение ордена началось в XIX веке и затем продолжилось в XX. Импульсом к развитию ордена в Новое время была деятельность монахов в области изучения средневековой литературы, живописи и музыки, а также миссионерской деятельности в Азии и Африке.
В 1893 году римский папа Лев XIII объединил бенедиктинские монастыри и конгрегации в Бенедиктинскую конфедерацию. При резиденции главы Бенедиктинской конфедерации в монастыре Сант-Ансельмо-аль-Авентино, расположенном в Риме, работают теологические университет и колледж бенедиктинского ордена.
Клюнийская реформа
Распространение христианской веры Ансгаром в Скандинавии в IX веке являлось для своей эпохи единичным фактом, когда среди набегов норманнов, сарацин и венгров разрушались монастыри, а монахи покидали свои обители, а в спасшихся монастырях уставы и постановления находились в пренебрежении (женатые, занятые охотой аббаты распоряжались и мужскими, и женскими монастырями, или подчиняли их себе, несмотря на постановления Латеранского собора), руководили церковью «обмирщенные» епископы.
Во главе преобразовательного движения встало Клюнийское аббатство. Его аббат, Бернон, разработал новый устав, воспроизводивший бенедиктинский, но с более строгими указаниями относительно отдельных частностей (пост, молчание) и с особой заботой о благолепии и торжественности богослужения. Римский папа Иоанн XI в 931 году позволил аббату Одону принимать другие монастыри под свою власть, что дало начало явлению конгрегации. Глава конгрегации подчинялся непосредственно римскому папе.
Конгрегация — это союз монастырей, следующих одному уставу.
В XI-XII веках почти все монастыри Франции находились под наблюдением Клюнийского аббатства, кроме того и в Италии, Англии, Испании и Палестине были монастыри, подчинённые клюнийской обители. По образцу клюнийской конгрегации вскоре стали возникать и другие — в Германии, Италии, Испании. Из клюнийской среды вышла и еще одна грандиозная реформа – белого духовенства, связанная с именем Гильдебранда (папы Григория VII). Реформа, стремясь очистить и возвысить церковь, признала обязательным для всей церкви идеал, к которому ранее стремилось лишь монашество. В результате более чем когда-либо монашество должно было принимать участие в решении задачи церкви «победить мир».
Культура и общество
Вклад бенедиктинцев в цивилизацию и культуру западноевропейского общества огромен. В раннее Средневековье бенедиктинские монастыри являлись основными очагами культуры. Из монастырских школ вышли почти все выдающиеся учёные эпохи: Беда Достопочтенный, Алкуин и другие. В библиотеках при аббатствах велись хроники, сохранялись и переписывались старинные рукописи, шло обучение людей. При монастырях проходили ярмарки, которые оживляли торговлю; создавались больницы. Принимая путешественников, монастыри выполняли роль гостиниц. Многие монахи-бенедектинцы, такие как Петр Дамиан и Ансельм Кентерберийский были видными богословами и философами.
Бенедиктинские монастыри оказали влияние на архитектуру, первые образцы романского стиля появились именно в аббатстве Клюни.
Велики заслуги бенедектинского ордена по отношению к музыке, её теории и истории. Начиная с Григория Великого почти все значимые деятели, о которых упоминается в истории музыки, были бенедиктинцами, а монахи монастыря Святого Галла Ноткер Туотило и Заика были крупнейшими композиторами и поэтами Европы эпохи Карла Великого.
Вклад монахов-бенедиктинцев в исследования средневековых текстов и живописи в Новое время также велик.