Сестры Чынг (12 год н. э. — 43 год н.э.) — предводительницы вьетского восстания против власти китайских наместников, считающиеся во Вьетнаме национальными героинями.
Личные имена сестер — Чынг Чак и Чынг Ни. Так как в те годы вьетнамская нация еще не существовала, они фактически были не вьетнамками, а намвьетками. Неизвестно, происходили ли они с территории современного Вьетнама или южного Китая, а также какой язык они использовали.
Неизвестны точные даты рождения сестер, но Чак была старше Ни. Также неизвестна точная дата их смерти.
Армия сестер Чынг — это повстанческая армия, которая в 40 году на территории современного Вьетнама начала борьбу с китайской династией Хань.
Две сестры возглавляли повстанцев, а в самой армии было большое количество женщин, которые выступали как в качестве военачальниц и командиров, так и обычных солдат.
Ранние годы
Сестры Чынг были рождены в семье военных, в деревне. Их отец являлся префектом Мелиня, поэтому сестры росли в окружении людей, хорошо владевших методами ведения войны. Они видели отношение ханьцев к вьетам. Чынг с детства изучали военное дело.
Однажды префект из соседней деревни приехал в Мелинь со своим сыном Тхи Шать. Они с Чак познакомились и полюбили друг друга. Вскоре они сыграли свадьбу.
Восстание
Со временем росло китайское влияние на вьетов, ханьцы вели политику по насильственной ассимиляции намвьетов в китайский этнос. После того, как Тхи Шать восстал против Хань, те предали его смерти в назидание другим борцам за независимость. Казнь мужа заставила Чак встать во главе восстания.
В 39 году сестры Чак и Ни, изгнавшие малое китайское войско из деревни, собрали армию, в большинстве состоявшую из женщин. Капитаном центральной части армии Чынг была Фунг Тхи Тинь, в то время беременная знатная женщина. Она родила во время сражения, сжимая меч, а после родов бросившись в битву.
За несколько месяцев сестры освободили более 65 городов от китайцев — все территории Вьетнама, составлявшие Линьнам. Они стали королевами Линьнама и успешно отражали атаки китайцев больше двух лет.
Поражение
Борьба сестер шла недолго. Хань собрали карательную армию для подавления восставших. Китайские солдаты, по легенде, вышли раздетыми на битву, что смутило вьетнамок и они убежали.
Несмотря на приложенные героические усилия, сестры осознали, что проиграли битву, а продолжение сражения означает плен и принятие смерти от китайцев. Для защиты своей чести, королевы утопились в реке Дэй в 43 году н. э. Отдельные их последователи продолжали бой, другие самоубийством покончили с жизнью (Фунг Тхи Тинь сначала зарезала своего ребенка, а после и себя).
Китайцы в 43 году вновь установили свое господство над Линьнамом.
Оружие
Вероятно, армия сестер Чынг имела неплохое для того времени вооружение, в том числе, располагала экипажами боевых слонов. О том, что армия Чынг (и лично сестры Чынг) имела боевых слонов, уверенно говорят все исторические вьетские предания на эту тему. Во Вьетнаме традиционно с сестер Чынг изображают верхом на слонах. Отсутствуют какие-то подробности, например, о количестве слонов в отдельных частях армии, а также о наличии слонов в армии Ма Юаня, в 42 году отправившегося подавлять вьетов. Судя по сведениям из истории боевых слонов Юго-Восточной Азии, их использовали активней, чем в Китае (при этом в ЮВА женщины, управляющие слонами, воспринимались естественно, а для Китая это не было характерно). В Китае на рубеже тысячелетий слоны становятся редкостью. Так что, у Ма Юаня слонов наверняка не было.
Представляется вероятным, что обе стороны широко использовали арбалеты (включая многозарядные), поскольку это оружие было привычно и для вьетов, и для китайцев. В Юго-Восточной Азии в традиционную боевую экипировку слонов входила хауда (деревянное или сплетенное из тростника сидение, защищенное бортами) с двумя арбалетчиками. Также известно, что в древневьетском государстве Аулак арбалетами пользовались уже в III веке до н. э., причем не исключено, что из Аулака арбалет распространился в Китай.
Одежда
Письменные источники, повествующие о боевых действиях этой войны содержат немало подробностей. Говорят, что Чак Чынг, «презрев переживания», снимала вдовий траур и вела армию в ярко-желтом наряде, «вдохновляя» ее, а Ньи Чынг с теми же целями облачалась в красное. В работах историков есть лишь упоминания о жизнеутверждающей красочности одежд вдовы-полководца, без уточнения расцветки, но в Ханое, храмовые статуи героинь принято одевать в шелк таких цветов.
Большое количество женщин в армии приводило к тому, что даже мужчины, пожелавшие сражаться с китайцами, надевали женскую одежду (отряд Кая Онга). Предположений, чем это могло быть вызвано, много: начиная от того, что мужчины были трансвеститами и заканчивая тем, что они таким образом хотели получить в армии более высокий статус, поскольку в армии сестер Чынг женщины занимали более высокие звания, хотя большинство составляли мужчины. Факт того, что в древних рассказах сохранились истории о мужчинах, переодевающихся в женщин, свидетельствует о наличии различий между женским и мужским вьетскими костюмами, о которых ученые могут лишь догадываться.
Древневьетский гардероб в общих чертах известен по стилизованным рисункам на двухтысячелетних барабанах из бронзы и по изображениям людей на других изделиях, обнаруженных в долине Красной реки и датируемых той же эпохой. Многое сохранилось в народном фольклоре. Традиционно, в повседневной, что в праздничной одежде, отмечается распространение юбок у женщин, и набедренных повязок у мужчин. Но, скорее всего, наряды по мере надобности дополнялись штанами. К началу н. э. во вьетское общество проникло влияние культур соседних государств, преимущественно Китая. Исторически сложилось, что в странах юго-восточной Азии, и мужские, и женские костюмы представляли собой туники. Вьетские мужчины также носили пояса, к которым прикрепляли ткань, создававшую подобие штанин, в то время как женщины носили юбки с запахом.