Индия в древности была отделена от остальных стран Азии высокими горами, ее население вело торговлю и воевало с государствами Древнего Востока, оказав большое влияние на их военную организацию и военное искусство.
В самом начале ведического периода, когда царил племенной обычай, все мужчины должны были нести военную службу, но, по мере того, как начали формироваться касты, эта обязанность исчезла. Начиная с эпохи Маурьев историки не находят сведений о призывах на службу. Однако, «Артхашастра», все же упоминает поселения, которые вместо уплаты налогов, предоставляли боевые отряды и такие поселения воинов существовали в Индии до средневекового периода.
Артхашастра – древнеиндийский политический и экономический трактат.
В «Артхашастре» также упоминается о вознаграждении, которое выплачивали за каждого убитого врага, сумма зависела от ранга. Такая система выплат поощряла убивать врагов. Пленников отпускали за выкуп. Те, кто не мог его заплатить, – а это большинство рядовых воинов, — обращались в рабов, но их кабала чаще всего была временной: проработав какое-то время на своего хозяина, они получали свободу.
Кастовая система
Армия в древней Индии играла важную роль, так как войны с другими народами и разграбление их городов являлись главным источником процветания страны. Армия почитала царя, он считался мужественным воином, ему переходила часть добытого имущества, остальное делили воины. еще одной функцией армии была охрана общественного порядка.
Армию комплектовали из наследственных воинов, также в нее входили наемники, зависимые союзники и вассалы. В армии действовала кастовая система, владеть оружием могли «кшатрии».
Класс кшатриев считался военным, и, соответственно, значительная часть наследственных воинов относилась к этой касте, но в войне принимали участие и другие социальные классы. Брахманы, занимали высокие военные звания, члены низших каст тоже могли принимать участие в войне, но обычно как вспомогательные войска, все остальные могли брать оружие, только, когда наступал период бедствий.
Воинственное настроение племен северо-запада Индии, Раджастана и части западного Декана, по-видимому, так и не утратило силу с течением времени, несмотря на многочисленные вторжения и многократную смену правителей, у этих народов многие мужчин должны были носить оружие.
Армия в древних текстах
Существуют описания древних сражений в царских жизнеописаниях, также описание сражений сохранились в песнях и сказаниях которые являются фольклорным наследием страны. В сельских поселениях до появления телевидения инсценировка таких баллад превращалась в длившееся всю ночь представление, которое сопровождалось драматическими монологами и танцами. Эпическая баллада «Рамлила» и вовсе длится целую неделю. Упоминаются в эпической литературе и брахманы, что подтверждает их участие в военных конфликтах.
Вооружение армии
В боях индийская армия использовала слонов, на спине слона располагались лучники, после персы тоже стали использовать слонов в своих военных походах, по некоторым источникам один правитель держал в своей армии 50 боевых слонов. Боевые слоны до включения в армию конницы были грозой для пехоты, их очень хорошо дрессировали, они защищали своих вожаков, прикрывали упавших своими туловищами как щитом, а убитых вожаков выносили из боя.
В составе войска была пехота и колесницы и тысячи всадников.
Всадники были вооружены копьями для метания, у каждого было по два копья и небольшой щит, при этом у всадников не было седел, но лошадей взнуздывали.
Древние индийцы хорошо укрепляли и защищали свои города, строили укрепления в виде башен и стен, вокруг стен вырывали глубокие рвы, так древний город Полимботра имел более 500 башен и более 60 прочных ворот.
Рисунок 1. Боевой слон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Древние воины занимались исключительно военными делами, при этом оружие они сами не изготавливали, им доставляли лошадей, ухаживали за ними слуги, они же и чистили оружие, чинили колесницы. Воины только сражались, все остальное время вели беззаботную жизнь, государство платило им хорошее жалованье, на которое без проблем и лишений можно было жить.
Все войны и сражения в древней Индии проходили по «законам Ману».
«Законы Ману» – сборник предписаний, регламентирующих поведение индийцев в частной и общественной жизни в соответствии с общественными взглядами и религиозными учениями брахманизма.
Согласно этим законам нельзя было убивать «вероломным оружием», сюда относили ядовитые и зубчатые стрелы. Царь не мог убить противника, находившегося ниже него, сложившего руки и просящего помилования, также нельзя было убивать спящих, безоружных
В «законах Ману» прописаны обязанности царя, который должен быть всегда готов к сражениям, защищать своих людей, быть храбрым в сражении, при этом самым главным считалось – сохранение военной тайны, ведь если о планах царя кроме него никто не знает, то он может завладеть всем миром даже если у него нет несметного богатства.
Тактика ведения боя
Важную роль играл выбор момента начала действия. Начинать сражение лучше тогда, когда подданные и армия одобряли и были довольны политикой царя, когда войско было сильным и храбрым, если на момент начавшихся боевых действий не было колесниц и боевых слонов, то армия должна выбрать удобную позицию чтобы не проиграть бой в первые часы сражений.
Если вожак понимал, что противник сильнее, он делил войско, чтобы неприятель также разделил свои силы. Перед тем как идти в военный поход, учитывалось общее состояние войска и высчитывалась вероятность победы.
После того как все приготовления были закончены, необходимо было заслать шпиона к противнику. На флангах, впереди и в тылу находились отряды воинов, знавших сигналы, «искусные в отражении атаки и в нападении, неустрашимые и верные». Царь при этом находился в центре отряда.
Самому ведению боя законы уделяли меньше внимания, но и в этом плане были свои указания. На равнинах лучше использовать колесницы с лошадями, в водной местности слонов и лодки, в лесном массиве луки, в гористой местности мечи и щиты.
Многое зависело от царя, он сам выстраивал ряды, самые сильные и надежные воины сражались в первых рядах.