Особенности римской архитектуры IV—I вв. до н. э.
Развитие римской архитектуры связано с усложнением общественных отношений, развитием городов, ростом потребностей городского населения. Ранний Рим строился без плана, имел узкие кривые улицы, примитивные жилища из сырцового кирпича и дерева. Крупными зданиями были только храмы: храм Юпитера на Капитолийском холме, храм Весты на форуме. Внутри города сохранялись незастроенные участки и пустыри, дома знати были окружены садами. Сточные канавы были открытыми, затем их перекрыли сначала деревянным настилом, а позже каменным сводом.
Пожар после взятия Рима галлами в начале IV века до н.э. уничтожил большинство городских зданий. Рим после пожара застраивался стихийно, сохраняя только основные линии улиц и площадей. Выросший город был обнесен Сервиевыми стенами. Они состояли из наружной стены и опиравшегося на него земляного вала, подпертого со стороны города другой, менее высокой стеной. Наружный панцирь был сложен из квадратных массивных блоков.
Рост римского населения Рима привел к застройке пустырей и уплотнению построек. Была реконструирована канализация. Растущее население нуждалось в хорошей воде, для подведения которой под землей были подведены два водопровода, длиной в несколько десятков километров.
Со II века до н.э. начался новый этап городского строительства. Застраивались пустыри и свалки, городская земля поднялась в цене. Вместо примитивных жилищ в I веке до н.э. появляются многоэтажные дома, построенные из кирпича и бетона виллы знати. Новые водопроводы подводят хорошую питьевую воду. Благоустраивается городской центр — римский форум.
Римский форум — это площадь в центре Рима с прилегающими зданиями.
Его площадь расширяется, вокруг возводятся новые храмы и общественные здания, портики форума мостят плиткой. Плотная застройка городской территории, теснота и скученность вызывали необходимости в специальных зонах-парках на окраинах города. Так появились сады Саллюстия и Лукулла. Город разбивался на кварталы, которые группировались в районы.
В результате завоеваний в Рим и прочие италийские города потекли разного рода богатства. Это привело к подъему римской архитектуры. В архитектурных сооружениях римлян можно выделить следующие особенности:
- стремление подчеркнуть идею силы, величия и мощи, которые подавляют человека. Отсюда любовь римских архитекторов к масштабности сооружений, поражающих воображение размерами;
- стремление к пышности в отделке зданий, богатому декоративному убранству, к множеству украшений;
- интерес к утилитаризму, к созданию не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (театры, мосты, акведуки, амфитеатры, термы).
Римские архитекторы сумели разработать новые конструктивные принципы, например, широко применяли арки, купола и своды, использовали столбы и пилястры.
Пилястра — это вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну.
Римские архитекторы, в отличие от греков, которые составляли планы зданий, не преследуя абсолютной симметричности разных частей, исходили из принципов строгой симметрии. Они использовали греческие ордера — дорический, ионический и коринфский, который был их излюбленным. В отличие от классической греческой архитектуры, в которой ордера органически сочетали декоративное убранство с конструкцией здания, римляне греческие ордера использовали лишь как декоративный элемент. Однако римляне создали и собственные ордера, отличные от греческих:
- композитный, представлявший собой соединение элементов греческих ордеров;
- ордерная аркада, то есть совокупность опирающихся на столбы арок.
Достижения римской архитектуры
Римская архитектура прошла в IV—I веках до н.э. два периода развития. В первый период (IV—III века до н.э.), Рим был относительно небольшим и бедным городом. Римская архитектура развивалась под влиянием этрусской архитектуры: например, формы ранних римских храмов и его декоративного убранства, применение свода заимствованы от этрусков. Ведущие типы сооружений – военно-инженерные (стена Сервия построенная в IV веке до н. э.) и гражданские (водопроводы и дороги конца IV в. до н.э.). Для второго периода (II—I века до н. э.) характерно широкое применение бетона и сводчатых конструкций. Появились новые типы зданий:
- базилики, в которых вершился суд и совершались торговые сделки;
- амфитеатры, где проходили гладиаторские бои;
- цирки, где проходили гонки колесниц;
- термы, бывшие сложным комплексом банных помещений, местом для игр и для прогулок, библиотеками.
- триумфальные арки;
- склады для нужд торговцев и специальные рыночные помещения;
- здания для управленческих нужд (канцелярии, архивы, судебные помещения).
Завоевания вызвали к жизни интенсивную постройку военных лагерей, опоясывающих Италию и провинции многослойных дорог. Нужды городского населения привели к совершенствованию канализации и постройке водопроводов, подводящих воду за несколько десятков километров. Рим в I веке до н.э. превратился в мегаполис с миллионным населением, плотно застроенный многоэтажными домами, многочисленными общественными зданиями.
Многие небольшие города (Помпеи) в I веке до н. э. превращаются в благоустроенные культурные центры с прекрасными площадями, разнообразными зданиями, мощеными улицами, театром и амфитеатром, цирком, лавками и тавернами.
Римская скульптура
В Риме первые скульптуры появились при царе Тарквинии Гордом, который по этрусскому обычаю украсил крышу храма Юпитера на Капитолии глиняными статуями. Первой скульптурой из бронзы была статуя богини Цереры, отлитая в начале V века до н.э. С IV века до н.э. появляются статуи римским магистратам и частным лицам. Многие римляне старались поставить статуи себе или предкам на форуме. Во II веке до н.э. форум был так загроможден статуями, что специально было принято решение снять многие из них. В раннюю эпоху бронзовые статуи отливались этрусскими мастерами, а со II века до н.э. — греческими. Массовое производство не способствовало творению подлинно художественных произведений. Для римлян в статуе самым важным представлялось сходство с оригиналом. Статуя предназначалась для прославления данного человека или его потомков, а потому было важно, чтобы лицо не путали с кем-либо другим.
На развитие индивидуального портрета повлияла традиция снимать с покойников восковые маски, которые хранились в главной комнате римского дома. Маски выносились из дома на торжественных празднествах, и род считался тем знатнее, чем больше было масок. При создании скульптур мастера широко использовали эти маски.
С конца III века до н.э. на римскую скульптуру влияние начинает оказывать греческая скульптура. Римляне захватили большое количество скульптур, вызывавших восторг даже у консервативных и практичных римлян. В Рим хлынул поток статуй из Греции. Например, один полководец привез в Рим 285 бронзовых и 230 мраморных скульптур, другой в триумфе вез 250 телег с греческими статуями.
Несмотря на обилие подлинников, рождается спрос на копии с известных статуй. В Рим переселилось большое число скульпторов из Греции, которые копировали подлинники знаменитых мастеров. Приток греческих шедевров и копирование тормозили расцвет римской скульптуры. Только в реалистическом портрете римляне внесли новые идеи и создали несколько превосходных шедевров. Под греческим влиянием римский портрет освободился от свойственного этрусской школе наивного натурализма и приобрел черты художественной обобщенности.