Родина арабов
Арабы своей родиной называют Аравийскую историко-этнографическую область. Её границы с контурами Аравийского полуострова не совпадают, потому что она включают в себя еще и восток Сирии и Иордании, Ливан, Палестину.
Для землепользования в Аравии пригодны далеко не все части территории, хотя земледельческая культура там сложилась довольно рано. Физико-географические условия стали причиной разделения населения на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов. У скотоводов Сирийской пустыни в последней четверти II тысячелетия до нашей эры уже был одомашненный верблюд-дромадер. Они осуществляли многокилометровые переходы в самые отдаленные районы через пустыню, например, из Сирии в Месопотамию.
Со временем на территории арабского мира стали появляться государственные образования, например, в пределах современного Йемена в IV веке нашей эры возникло несколько государств, объединенных затем в Химьяритское царство.
Земледелие без воды немыслимо, поэтому государство занималось строительством и ремонтом крупных оросительных систем. Население городов представляли ремесленники, изготавливавшие разные изделия высокого качества, включая сельхозинвентарь, домашнюю утварь, оружие, ткани, украшения из морских раковин.
Сбор ароматных смол, включая ладан, мирру, добычу золота осуществляли в Йемене. Между арабами и христианскими областями Ближнего Востока расширялся взаимообмен товарами.
В конце VI века Химьяритское царство было завоевано сасанидским Ираном и государство пришло в упадок – городское население от этого сильно пострадало, а кочевое население было задето в меньшей степени. В жизни кочевого населения существовали доминирующие и подчиненные племена, а внутри племен отношения регулировались в зависимости от степени родства. Материальный достаток зависел от собранного в оазисах урожая.
Жизни кочевников постоянно угрожали другие воинственные племена, а также стихийные бедствия, упоминаемые арабскими преданиями – засухи, эпидемии, землетрясения.
Кочевое население северной Аравии разводило овец, верблюдов, крупный рогатый скот. Кочевой мир Аравии был окружен экономически более развитыми районами, поэтому говорить о культурной изоляции не приходится.
Предпосылки объединения арабов
Разложение первобытно-общинных отношений в племенах, располагавшихся у границ Палестины, Сирии, Месопотамии шло быстрее чем в племенах, обитающих во внутренних районах Аравии.
Время от времени происходило объединение родственных племен в союзы, дробление племен или поглощение сильными племенами. Приходило понимание того, что более жизнеспособными являются крупные образования.
Предпосылки возникновения классового общества начали складываться именно в племенных союзах. Формирование общества сопровождалось созданием примитивных государственных образований.
Крупные племенные союзы стали складываться ещё во II-VI веках, например, Мазхидж, Кинда, Маад, но ни один из них не сумел стать ядром единого общеарабского государства.
Для политического объединения Аравии одной из предпосылок стало стремление племенной верхушки закрепить за собой право на землю, скот, доходы от торговли, а дополнительным фактором явилась необходимость объединения усилий в противостоянии внешней экспансии.
Расположенная на западе Аравии область Хиджаз стала центром объединения арабов. Города области Мекка, Ясриб – будущая Медина, Таиф, имели отлаженные контакты с окрестными племенами кочевников. В самом районе развивалось земледелие, ремесло, торговля. Однако объединению племен мешала религиозная ситуация.
У каждого племени был свой бог-покровитель, а общеарабскими богами были Аллах, ал-Узза, ал-Лат. Иудаизм и христианство тоже были известны арабам и, более того, в Йемене эти религии вытеснили языческие культы. Йеменцы-иудеи воевали с йеменцами-христианами, при этом иудеи ориентировались на сасанидскую Персию, а христиане – на Византию.
Данные факторы привели к образованию аравийского монотеизма, подготовившего почву для возникновения ислама.
В это время широкое распространение получила письменность, сыгравшая огромную роль в формировании средневековой арабской культуры.
Арабский язык, по мнению петербургского ученого А. Халидова, складывался в результате длительного развития разнодиалектальных форм и художественного их осмысления.
Использование одного и того же языка в поэзии явилось важнейшим фактором формирования арабской общности. Усвоение арабского языка, естественно, происходило не сразу. Процесс этот быстрее всего проходил в тех районах, где население общалось на родственных языках семитской группы. Этот же процесс в других районах занял несколько веков. Ряд народов, находившихся под властью Арабского халифата, сохранили свою языковую независимость.
Арабская цивилизация
На Ближнем Востоке арабская цивилизация является одной из самых молодых, сформировавшаяся в VII веке нашей эры.
В основе Арабской цивилизации лежала новая религия, впоследствии ставшая одной из мировых – ислам.
Арабская цивилизация была создана арабами, принадлежавшими к группе семитских народов. Арабы в основном были язычники и верили в разных богов. В особенном почтении у них были бог Утренней Звезды и бог Луны. Женские астральные божества тоже чтились. Тем не менее, у многих племен было представление о едином боге, которого называли Аллах.
Христианство и иудаизм проникли в Аравию в результате торговых отношений. Эти обстоятельства стали основой для новой монотеистической религии. В Мекке к началу VII века широко распространилось духовно-религиозное учение ханифизм, направленное на поиски нового единого Бога. Это учение заимствовало некоторые общие идеи христианства и иудаизма. Торговец из Мекки Мухаммед стал одним из ханифов-проповедников.
У приверженцев ислама первым символом веры стала шахада – это свидетельство веры в Единого Бога (Аллаха) и пророческую миссию Пророка Мухаммеда, а их священной книгой стал Коран, переданный через Мухаммеда самим Аллахом.
Догмой Корана является вера в Аллаха и его посланника Мухаммеда, что является спасительной идеей, и мусульмане полностью должны вверить себя его воле.
На мусульман возлагалось пять основных обязанностей:
- шахада,
- ежедневное совершение молитв,
- соблюдение поста,
- пожертвование в пользу мусульманской общины,
- обязанность хаджа, т. е. паломничества в Мекку.
Рисунок 1. Мекка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Группа последователей во главе с Мухаммедом в 622 г переселилась в Ятриб, где была основана мусульманская община. Город в честь Мухаммеда переименовали в Медину – этот год стал началом нового летоисчисления по мусульманскому календарю.
В 630 г Мухаммеду удалось объединить многие арабские племена и въехать в Мекку, ставшую религиозным центром мусульманского мира.
В основе арабской цивилизации лежит рождение и утверждение ислама. Образовавшееся арабское государство в VII веке получило название Арабский халифат, а халиф в своих руках сосредоточил светскую и духовную власть.
При первых халифах начались завоевательные войны арабов и только за один век его земли простирались от Атлантики до Памира, от Приаралья до Сахары.
Арабский халифат одновременно находился на территории Азии, Африки, Европы. Население на завоеванных землях исламизировалось.
Ослабление и распад халифата начинается во второй половине VIII века, что во многом было связано с разным уровнем экономического развития стран, в него входящих, сепаратистские устремления правителей, борьба политических группировок, народные восстания.
Первые сто лет столицей халифата был Дамаск, а затем Багдад.
Арабский халифат был централизованным государством с единой системой управления, налогообложения, таможенных тарифов.
Страной управлял большой и разветвленный бюрократический аппарат, а опорой центральной власти была армия и полиция.
Арабская цивилизация синтезировала западную и восточную культуру, а уникальность её заключалась в том, что появилась империя, поддерживаемая единой религией.