Кирилл (827—869) и Мефодий (815—885) — это братья из города Салоники, христианские проповедники, создатели церковнославянского языка и старославянской азбуки.
Происхождение Кирилла и Мефодия
Братья Кирилл и Мефодий родились в городе Салоники. Их отец был друнгарием (офицером) при стратеге (гражданском и военном губернаторе) фемы Фессалоники. Их дед был вельможей в Константинополе, но потом впал в немилость и закончил дни в безвестности в Фессалониках. В семье всего было семь сыновей, причём Мефодий — старший из них, а Кирилл — младший.
Установить точную этническую принадлежность братьев в многонациональной Византии невозможно, хотя по данному поводу споры идут по сей день. Согласно распространённой версии, братья имели греческое происхождение. В XIX веке учёные Михаил Погодин и Герменгильд Иречек настаивали на их славянском происхождении, основываясь на хорошем владении славянским языком. Болгарская традиция считает братьев болгарами, опираясь на позднюю редакцию «Жития Кирилла», эту идею поддерживают и современные болгарские учёные.
Фессалоники был двуязычным городом. Кроме греческого, здесь звучал солунский славянский диалект, на котором говорили соседние племена: сагудаты, ваюниты, драговиты, смоляне, и который лёг в основу переводов Кирилла и Мефодия, а также и всего церковнославянского языка.
Анализ переводов Кирилла и Мефодия показывает, что славянским языком они владели как родным.
Последнее подсказывает их славянское происхождение, однако не доказывает окончательно.
Годы учёбы и учительства
Братья получили хорошее образование. Мефодий, при поддержке евнуха Феоктиста – друга семьи и великого логофета (заведующего казначейством) сделал хорошую военно-административную карьеру, которая увенчалась постом стратига провинции Славинии, расположенной в Македонии. Однако после он постригся в монахи.
В отличие от брата, Кирилл изначально избрал духовно-учёную стезю. Согласно составленному его непосредственными учениками «Житию», с начала учения он поражал окружающих способностями и памятью. Однажды на охоте он потерял любимого ястреба, и это произвело такое впечатление, что, забросив все забавы и нарисовав крест на стене комнаты, он погрузился в изучение трудов Григория Богослова. По протекции Феоктиста он отправился в Константинополь, где обучался вместе с императором. В числе учителей указываются крупные учёные эпохи, Лев Математик и будущий патриарх Фотий I. Там он обучился геометрии, диалектике, философским наукам, астрономии, риторике, арифметике, музыке. Впоследствии он овладел ивритом и арамейским языком.
После учения он отказался начинать перспективную светскую карьеру заключением брака с крестницей логофета (ему была обещана «архонтия», то есть управление полуавтономной славянской областью Македонии, а в дальнейшем были перспективы на пост стратига), и поэтому пошел по пути церковного служения (Кириллу было всего 15 лет, поэтому он был должен пройти в церковной иерархии несколько предварительных ступеней, прежде чем стать священником). Под должностью «чтеца патриарха» (патриархом был его учитель Фотий) может подразумеваться хартофилакс (начальник патриаршей канцелярии), а может библиофилакс — библиотекарь патриарха. Б. Н. Флоря предпочтение отдаёт второму варианту, так как у молодого дьякона не было административного опыта для ответственной должности секретаря патриарха. Однако Кирилл в какой-то момент бросает свой пост и скрывается в монастыре. Спустя полгода его нашли посланцы патриарха и уговорили вернуться в Константинополь, чтобы преподавать философию в Магнаврском университете, где он сам недавно учился. Если верить Житию, Кирилл победил в диспуте вождя иконоборцев Иоанна Грамматика; однако современные ученые этот эпизод практически единодушно считают вымышленным.
В 851 году Кирилл с миссией от императора отправляется ко двору аббасидского халифа Мутаваккиля.
В 856 году был убит логофет Феоктист, покровитель Константина. Константин вместе с учениками Климентом, Ангеларием и Наумом пришёл в монастырь Полихрон, где Мефодий был настоятелем. В монастыре вокруг Мефодия и Константина сложилась группа единомышленников, в среде которой и зародилась идея о создании славянской азбуки.
Моравская миссия
В 862 году в Константинополь прибыли послы от князя Моравии Ростислава, которые просили прислать к ним «епископа и учителя». По мнению учёных, посольство связано с попыткой моравского князя противостоять Восточно-Франкскому королевству и освободиться от опеки немецкого епископата, которому Моравия была подчинена в церковном отношении. Предполагалось, что у посольства была цель заключить союз с Византией против Людовика Немецкого и болгарского хана Бориса, однако эта гипотеза не имеет общего признания.
Отъехав в Моравию, Кирилл при помощи брата и учеников составил славянскую азбуку и перевёл с греческого языка на болгарский основные богослужебные книги:
- Евангелие;
- Апостол;
- Псалтырь;
- Октоих.
О времени создания славянской азбуки свидетельствует сказание «О письменах» монаха Черноризца Храбра, современника царя Симеона. Согласно ему, изобретение славянской азбуки следует отнести к 863 году.
До сих пор ученые не имеют единого мнения, создателем какой именно славянской азбуки — глаголицы или кириллицы — является Константин. Однако Черноризец Храбр упоминает, что в алфавите Кирилла было 38 букв, что указывает на глаголицу.
Глаголица — первая славянская азбука, созданная в середине IX века.
В Моравии Кирилл и Мефодий продолжили переводить церковные книги на славянский язык, обучали местных жителей письму, чтению и ведению богослужений на славянском языке. Братья в Моравии пробыли более трёх лет. Моравская миссия подготовила также крещение Болгарии в 864 году.
Возвращение Мефодия в Паннонию
В 867 году братьев вызвали в Рим. Там Кирилл заболел, в феврале 869 года слёг, принял схиму и свое монашеское имя и скончался 14 февраля. Он похоронен в церкви Святого Климента в Риме.
Мефодий в 870 году вместе с получившими сан священников учениками вернулся в Паннонию.
Обстановка в Моравии к этому времени изменилась. После поражения Ростислава от Людовика Немецкого и смерти его в баварской тюрьме в 870 году, князем Моравии стал его племянник Святополк, подчинившийся немецкому влиянию. Деятельность Мефодия протекала в сложных условиях. Немецкое духовенство мешало распространению в церкви славянского языка.
В 872 году Мефодий попал в заключение в монастыре Райхенау. Папа Иоанн VIII, узнав об этом, запретил епископам совершать литургии, пока Мефодия не освободят. Правда, он запретил и богослужения на славянском языке, разрешив лишь проповеди.
Будучи восстановленным в правах архиепископа в 874 году, Мефодий, несмотря на запрет, вел богослужения на славянском языке.
Немецкие епископы в 879 году вновь организовали процесс против Мефодия. Однако в Риме Мефодий оправдался и получил папскую буллу, которая разрешила богослужение на славянском языке.
В 881 году Мефодий приехал в Константинополь. Проведя там три года, он с учениками вернулся в Моравию. С их помощью он перевёл Ветхий Завет и святоотеческие книги на славянский язык.
В 885 году Мефодий заболел. Своим преемником перед смертью он назначил ученика Горазда. Отпевание происходило на трёх языках — греческом, латинском и славянском.