Абашевская культура сложилась к середине II тыс. до н. э. в лесостепной зоне Восточной Европы. Ее хронологические рамки – 2140-1740 гг. до н. э.
Название культуры происходит от название села Абашево (в Чувашии), где и были обнаружены ее курганы.
На юго-западе абашевская культура граничила со срубной культурой, с юго-востока и востока – с синташтинской, а затем с андроновской. С северо-запада ее соседями были носители фатьяновской культуры.
Поселения и жилища
Особенности поселений абашевской культуры можно рассмотреть на примере многослойного поселения под Воронежем. Оно занимало оконечность удлиненного мыса боровой террасы левого берега реки Воронеж. Это поселение существовало с середины II тыс. до н.э. до третьей четверти II тыс. до н.э.
В период расцвета площадь этого поселения составляла порядка 7,5 тыс. кв. метров. Вокруг поселения была вытроена деревянная двустенная конструкция, а с напольной стороны и со стороны одного из склонов мыса был вырыт ров.
На территории поселения археологи обнаружили восемь построек. Длина их котлованов от 13,8 до 19,5 метров, а ширина – от 9,5 до 14 метров. В основном это были жилые однокамерные помещения с тамбурной частью. В одной из построек были найдены обломки тиглей и литейных форм, что говорит о том, что это было не только жилое, но и производственное помещение.
Конструкция всех построек была одинаковой. Их стены представляли собой вертикально поставленные столбы, крыши были двускатными. Пол был утрамбован. На полу устраивали очаг.
Кроме того, на территории поселка были святилища и ямы (жертвенники).
Хозяйство
Основным занятием носителей абашевской культуры было скотоводство. Земледелие имело второстепенное значение.
Разводили крупный и мелкий рогатый скот. Некоторые группы абашевцев постепенно перешли к оседлому скотоводческо-земледельческому хозяйству. Об этом говорит наличие долговременных поселков, костей свиней, увеличение числа свидетельств занятия земледелием, появление в стадах лошадей. Абашевцы, проживавшие в северных районах, были более подвижными. В основном они занимались пастушеским скотоводством.
Металлопроизводство
Носители абашевской культуры были первыми племенами, которые в полной мере освоили уральские месторождения меди. Абашевские мастера придумали собственную форму орудий труда, предметов вооружений и украшений.
Созданные ими ножи, серпы, скобели имел равно функционального назначения. Абашевские мастера изготавливали огромное количество орудий труда: вислообушные топоры, узковислообучшные топоры. Плоские топоры-теслы, кованые наконечники копий с разомкнутой втулкой, кинжалы, ножи. Также было найдено много украшений, среди них браслеты, лепестковидные бляшки-розетки, подвески и др. Абашевцы использовали украшения для декорирования элементов одежды.
Абашевская металлургия развивалась на Урале и в Зауралье. Об этом говорят находки на этих территориях. Некоторые «клады», скорее всего, не принадлежат носителям абашевской культуры.
Некоторые из них (Галичский, Коршуновский, Морозовский) указывают не только на расселение абашевцев в лесных районах Поволжья, но и на распространение абашевского металла в более северных территориях.
Керамика
Для абашевской культуры характерна лепная керамика. Среди археологических находок – два типа сосудов: колоколовидные и миниатюрные острореберные плоскодонные сосудики с пышной орнаментацией. Чаще всего их находят в погребениях. Также абашевцы изготавливали горшки баночной формы и круглодонные сосуды, декорированные волнистыми линиями и вдавлениями.
Погребения
Курганы абашевской культуры невысокие, круглой или овальной формы. Встречаются как простые земляные насыпи, как и курганы с каменными оградками, кольцевыми рвами и следами столбов вокруг.
Могилы абашевцы перекрывали деревом и оставляли без насыпи, а потом насыпали общий курган высотой в 0,8 – 1,2 метров.
На дно могилы стелили бересту, а сверху посылали песком или обмазывали глиной. Иногда могилу заполняли угольками и золой, под курганной насыпью прослеживаются остатки кострищ. Вероятно, возле могил раскладывали поминальные костры, откуда и брали угольки.
Умерших клал на спину с подогнутыми ногами или на бок, а руки клали кистями на груди и тазовых костях. В некоторых случаях руки подведены к плечам. Умерших клали головой на юго-восток и восток.
Религия
У абашевцев были распространен культы солнца и огня. К абашевской культуре относят Галичский клад, найденный в 1836 году под Галичем (Костромская область).
Это горшок со старинными предметами: бронзовые идолы, нож, отломанные головы. Находки датированы рубежом III и II тыс. до н. э. Некоторые из этих артефактов находятся в Историческом музее в Москве, а некоторые в Костромском историко-архитектурном музее.