Характеристика западной культуры 20-ого века
Западная культура $20$-го века является динамичной и мобильной структурой, которая основывается на бизнесе и предпринимательстве. Творцами художественной культуры этой эпохи выступают люди, которые умеют зарабатывать деньги. Стремление к материальному достатку позволяет этой культуре быть активной, рациональной и динамичной.
Деятельность человека, имеющая в своей основе все рациональные инструменты, создала общечеловеческую культуру, включая в себя:
- Массовое потребление
- Индустриализацию
- Единство средств коммуникации
- Интернациональную науку
- Общедоступное образование
- Огромное разнообразие в стилях и жанрах искусства
Образ художественной культуры $20$-го века насыщен и разнообразен. Особенным в художественной культуре этого периода было то, что она имела в себе две художественные системы:
- Модернизм
- Постмодернизм
Модернизм
Модернизм (от фр. Модерн – новый, современный) означает направление искусства 20-го века, которое характеризуется переосмыслением прошлого опыта, традиций, ценностей, методов художественного восприятия действительности, с целью отказаться от них и разработать новый фундамент. Как художественная система модернизм подготавливался 2-мя процессами:
- Декаденством, уходом от реальности,
- Авангардом, в манифестационной манере представляющий разрыв с прошлым, чтобы создать что-то новое, в противовес старому.
Входящие в структуру модернизма ключевые течения и направления несли задачу отвергнуть или видоизменить систему художественных средств и методов.
Это нашло своё отражение в искусстве через:
- Изменение изображения пространства, отказ от художественных и образных закономерностей в области изобразительного искусства
- Пересмотр ритмической, мелодической и гармонической организованности в области музыки
- Проявление «потока сознания», ассоциативного монтажа в области литературы
К наиболее ярким течениям модернизма начала 20-го века относятся:
- Дадаизм
- Сюрреализм
- Экспрессионизм
- Фовизм
- Супрематизм
Влияние на практику модернизма оказали творцы эпохи:
- А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, в области иррационалистического волюнтаризма,
- А. Бергсон и Н.Лосский, в учении об интуиции,
- З.Фрейд и К.Г.Юнг в области психоанализа,
- М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А. Камю в области экзистенциализма.
Ключевыми умонастроениями модернизма можно считать хаос, который царит в современной жизни, рождающий дезинтеграцию, неустроенность и одиночество человека, где он сталкивается с конфликтами, безысходностью.
Стиль модерн
Стиль модерна включал в себя черты и стремления:
- К эстетизации реальности
- К активному воздействию на жизненные процессы
- К зрелищности и декоративности
Как стиль, модерн раскрыл себя во многих видах искусства, проявляя динамичность, многообразность, способность воплощаться в ту или иную форму, что в дальнейшем повлекло за собой критику за отсутствие стилевого единства.
Постмодернизм
Постмодернистская художественная культура осознанно занимается переориентацией с творческой деятельности на цитирование и компиляцию. Постмодерн не отождествлял творчество и творение, а ставил внимание на отношение произведения искусства и зрителя, что означало принципиальное изменение самосознания творца. Он не творит, поскольку смысл творения формируется в акте его восприятия. Художественное произведение в период постмодерна непременно должно носить черты открытости, оно должно быть выставлено напоказ, оно нуждается в зрителе.
В качестве теории постмодерн был представлен в трудах
- Ж.Бодрийяра «Ситема вещей»,
- Ж.-Ф.Лиотара «Постмодернистское знание»,
- П.Слотердайка «Волшебное дерево».
- Ж.Делёза
- Фуко