Общая характеристика сюрреализма
Сюрреализм (в переводе с французского «сверхреализм», «надреализм») – это крупное направление в западном искусстве XX столетия, которое сложилось в 1920-х годах в художественной культуре западного авангардизма.
Специфическая черта сюрреализма – это использование таких приёмов, как парадоксальное сочетание форм и аллюзии. Среди специалистов существует мнение, что это направление развивалось около 40 лет, до появления новых тенденций в 60-х годов прошлого века.
Основателем и первопроходцем рассматриваемого направления принято считать французского писателя и поэта Андре Бретона. Он является автором первого манифеста сюрреализма, который датируется 1924 годом. В пьесе французского поэта, критика и журналиста Гийома Аполлинера «Груди Тиресия», датированной 1917 годом, впервые встречается термин «сюрреализм». Другими известными литераторами, работавшие в этом направлении была Луи Арагон и Поль Элюар.
Среди художников, принадлежавших к течению, нужно отметить таких мастеров как:
- Сальвадор Дали;
- Жоан Миро;
- Рене Магрит;
- Джорджо де Кирико;
- Макс Эрнс.
Известные фотографы-сюрреалисты:
- Ман Грей;
- Грета Штерн;
- Филипп Халсман.
Прославленными кинематографистами в этом направлении стали Жан Кокто и Луис Бунюэль.
Специфические черты сюрреализма
Главное понятие рассматриваемого течения – сюрреальность, что означает совмещение сна и реальности. Для этого приверженцы жанра предлагали противоречивое и абсурдное сочетание натуралистических образов при помощи коллажа и техники «ready-made».
Реди-мэйд (от английского словосочетания «Ready-made», где «ready» переводится как «готовый», «made» означает «сделанный») – это особая технология в различных видах искусства, которая чаще всего встречается в изобразительном искусстве. Суть техники реди-мейд состоит в том, что некоторые объекты или тексты, изначально созданные не с художественными целями, преобразуются автором в собственное произведение, это также техника «использования в искусстве вещей из магазина».
Вдохновение для своего творчества, сюрреалисты находили в радикальной левой идеологии. Но интересно отметить, что революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство для них было главным средством освобождения.
Важно отметить, что на становление этого течения большое влияние оказал психоанализ Фрейда. Но не все сюрреалисты вдохновлялись теорией австрийского психиатра, в частности художник Рене Магритт относился к психоанализу с подозрением. Основной целью представителей сюрреализма было духовное возвышение, отделение материального начала от духовного. Главными ценностями для них были иррациональность и свобода. Приверженцы жанра старались создавать, не обращая внимания на рациональную эстетику. Эту самую рациональную эстетику они заменяли фантасмагорическими формами. Основными темами для них стали: магия, подсознания, эротика, ирония.
Зачастую сюрреалисты занималась творчеством в изменённом состоянии сознания, под воздействием алкоголя, наркотиков, голода, или под гипнозом. Они были уверены, что вышеперечисленные методы помогут проникнуть в область бессознательного. Они создали теорию освобождения желания, придумывая различные техники и приёмы, направленные на воспроизведение механизмов сновидений. Значимым элементом в их творчестве было так называемое автоматическое письмо, неконтролируемое создание текстов.
Сюрреалисты-художники искали новые технические приёмы, которые помогли бы им уходить от реализма. Вольфгангом Пааленом был изобретен фьюмаж. Макс Эрнст придумывает фроттаж и дриппинг. Оскар Домингес в 1936 году впервые применил такой метод, как декалькомания. В дальнейшем Макс Эрнст использовал этот приём в масляной живописи. В свою очередь, М. Эрнст изобрёл граттаж, который в дальнейшем развил Эстебан Франсес.
Нужно отметить, что хаотичность образов иногда уступала место их большей продуманности, и сюрреальность теперь стала не просто самоцелью, но продуманным приёмом высказывания идей.
Влияние сюрреализма
В 20-60-е годы прошлого столетия данное течение распространяется по всей Европе, Северной и Южной Америке, по Африке, Азии, а в 80-х годах мода на сюрреализм появляется и в Австралии.
Когда на горизонте замаячила перспектива второй мировой войны, многие европейские художники переехали в Америку, и тем самым усилилось их влияние на американское искусство. К примеру, практика использования автоматизма стала одним из методов в творчестве Джексона Поллока. В свою очередь, интерес сюрреалистов к предметам сыграл немалую роль в становлении поп-арта. Но сюрреализм повлиял не только на американскую живопись и поп-арт, он оказал воздействие на появление второй волны авангарда в Европе в 1960-х годах, её главным представителем был новый реализм. Рассматриваемое нами направление также помогло развиться таким направлениям, как неодадаизм и абстрактный экспрессионизм. В 1970-е зарождается неосюрреализм.
Специалисты отмечают, что основные черты сюрреализма наследовали фантастический реализм и стили, происходящие от него, например, виженари арт. Существует также массюрреализм (термин 1992 года).
В настоящее время, когда умерли оригинальные представители жанра, продолжают работать эпигоны. Продолжая традицию Танги, Дельво, Дали, Эрнста, художники нового формата заимствовали у них внешние черты течения, главным образом фантасмагоричность сюжета. Но представители новой волны сюрреализма зачастую обходят стороной глубинно-психологическую основу жанра. Важные черты стиля, считавшиеся в 1920-1930 гг. эталонными, такие как экспрессия, воспроизведение своих бессознательных мотивов, сексуальных страхов и комплексов, передача на языке иносказаний элементов своего детства, моментов из личной жизни – всё это порою игнорируется новой волной сюрреализма.
В фотоискусстве к подобному современному сюрреализму можно отнести творчество таких фотографов как австралийка Трейси Моффат и голландская фотохудожница Эллен Коой.