Мифологический жанр – это жанр в искусстве, который посвящен героям и событиям мифов и легенд различных народов мира.
Легенды, мифы и предания являются неотъемлемой частью художественного творчества разных народов на ранних этапах их развития. В мифологическом жанре искусства события были вымышленные, а герои мифов и легенд имели необычные способности.
Историческое развитие мифологического жанра в живописи
В искусстве мифологический жанр стал появляться в позднеантичном и средневековом периоде, когда люди перестали верить легендам и мифам, а они в свою очередь превратились в сказки, где все герои были вымышленными. Лишь тогда художники позволили себе включить свое воображение в полной мере и смогли изобразить вымышленных героев такими, какими они их представляли.
Самый пик развития мифологический жанр достиг в эпоху Ренессанса. Представители этой эпохи ставили на первое место морально-этические проблемы, которые пытались объяснить, используя тематику мифов и легенд.
В XVIII-XIX веках особенно резко возрастает интерес к Римской мифологии. Для политических деятелей мифы и легенды становятся частью их идеологии. Например, Наполеон увлекался военным искусством древних римлян и подвигами Александра Великого. Под действием правителей соответственно менялось и искусство и приобретало соответствующую тематику.
На рубеже XIX-XX веков возродился интерес к народному творчеству. В качестве основы в мифологической живописи стали использоваться мифы славян, кельтов, индийцев, индейцев, африканцев.
Особенности мифологического жанра
Геракл, Медея и Персей, Пандора и Сирена – эти и многие другие мифические герои знакомы зрителям и ценителям искусства из детских книг. Благодаря этому знакомству сюжеты на полотнах художников захватывают каждого. Если зритель знаком с сюжетом и героями картины, то и картина для него более интересна.
Для картин с мифическим сюжетом времен Возрождения характерна техника, основанная на игре света и тени, с приглушенным фоном и светлыми мазками основных героев. Этот прием позволяет выделить главных персонажей на переднем плане.
В конце XIX века художники смягчили цвета и на полотнах стали появляться светлые и теплые краски. Картины стали производить более доброе впечатление. В одних стала просачиваться детскость, в других эротизм, в третьих - аллегоричность.
Для создания образов главных героев художникам приходилось изучать античную литературу, делать сравнение с книжными героями мифов и при этом выискивать характерные черты персонажей.
Но не все художники творили во имя своих пристрастий. Многие писали свои картины на заказ. Им приходилось соединять черты героев и обычных людей, и воплощать желания зрителя видеть сказку наяву.
Для полотен мифологического жанра характерны:
- реалистичные образы;
- яркие детали и внимание к ним;
- многообразие образов и насыщенность сюжета;
- динамичность сюжета;
- объемность изображения.
Яркие представители мифологического жанра
Первым, кто стал использовать мифологический жанр, был Сандро Боттичелли. В его мифологических полотнах прослеживается зависимость от античных и современных для него источников. С еще большей очевидностью в его картинах прослеживается оригинальность в истолковании художником античных сюжетов и образов. Он индивидуален в понимании античности. Это понимание строится не на археологическом интересе к образам героев, а на основе его поэтического мироощущения, которое пронизывает его творчество.
Одна из знаменитых картин Боттичелли - «Рождение Венеры» стала попыткой соединить древний миф и библейское предание о крещении Христа. Явление богини ассоциируется с возрождением души. Строгий аскетизм средневекового христианства здесь заменён всевластием Эроса, а женская нагота, вместо напоминания о первородном грехе, олицетворяет искренность и чистоту.
Рисунок 1. Рождение Венеры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Мифологический жанр в живописи принес известность художнику Андреа Мантенья. Его картина «Парнас» выполнена в этом направлении. Только такой знаток древних мифов и легенд мог исполнить свое произведение, наполненное тонкими аллегориями и символами. Некоторые из них до сих пор не разгаданы искусствоведами. Богат и разнообразен колорит картины, не менее интересен и цветовой язык картины.
Несколько картин в мифологическом жанре написал художник Джорджоне. Самая известная из них «Юдифь». Картина создана на основе сюжета из Библии. На полотне Джорджоне героиня изображена скромной, нежной и имеющей чувство собственного достоинства. Несмотря на то, что во времена художника отрицательные герои изображались безобразными, Джорджоне написал Олоферна не безобразным.
На полотнах русского художника Виктора Васнецова оживали герои русского фольклора. Используя мифологический жанр, художник смог воплотить на холсте все, что он представлял в своем воображении. Работы Васнецова затрагивали и продолжают затрагивать тонкие струны души у каждого зрителя.
Картины Васнецова «Снегурочка», «Иван-Царевич и серый волк», «Кощей Бессмертный», «Аленушка» учат тому, как должны выглядеть женская красота, мужественность и богатырская сила. Он умело передавал всю красоту и многогранность русской природы. Все, что написано на его картинах знакомо каждому человеку.
Мифологический жанр картин Михаила Врубеля стал основой его творчества. Написанная по мотивам сказок А. С. Пушкина, картина «Царевна-лебедь» одна из самых известных в копилке художника. Врубель умело использовал цвета и наполнял изображение легкостью и нежностью. Ему удалось запечатлеть момент, когда птица превращается в царевну. До сих пор многие ценители искусства становятся поклонниками его творчества благодаря волшебному эффекту его картин.
Мифологический жанр интересен, пробуждает фантазию не только у художника, но и у зрителя. А самое главное - источников для вдохновения множество, так что просторы для творчества безграничны.