Деление театров на виды
Театр – это вид искусства, осваивающий мир художественно посредством драматического действия, осуществляемого творческим коллективом.
Театры принято делить на несколько видов или родов. Самой простой из них является следующая классификация:
- драматический,
- оперный,
- балетный,
- театр кукол,
- театр пантомимы.
Это лишь основные группы, часто театр представляет собой симбиоз различных видов. Например, в данную классификацию иногда добавляют театр теней, но принимая во внимание, что тени чаще всего на экран отбрасываются куклами, можно считать его разновидностью театра кукол. Театр кукол при этом может быть оперным, как в спектаклях марионеток Резо Габриадзе.
Существует классификация по видам действий актёра в процессе представления:
- театр абсурда,
- авторский театр,
- театр танца,
- театр балета,
- детский театр,
- драматический театр,
- театр зверей,
- театр песни,
- театр инвалидов,
- крепостной театр,
- кукольный театр,
- мюзикл,
- уличный театр,
- театр одного актёра,
- оперный театр,
- театр оперетты,
- театр пантомимы,
- театр пародии,
- театр поэзии,
- театр сатиры,
- театр эстрады,
- театр теней,
- театр света.
При этом по одним критериям театр может входить в одну группу, а по другим признакам в другую. В этом заключается большая сложность в формировании классификатора и отнесении театра к определенному виду.
Критерии классификации. Содержание роли
Критерии для правильной классификации можно искать в области содержания театрального искусства. Если говорить о драматическом театре, то в нем человек-актер играет драму человека. В драматическом театре нельзя сыграть чувство, понятие, вещь, а только человека с разными свойствами, и даже в нечеловеческом облике.
Соответственно, видовое своеобразие можно обнаружить через содержание роли.
Так, в музыкальном театре (оперном, балетном) содержание роли извлекается из музыки, следовательно оно музыкальное. Содержание музыкальных образов здесь чувства. Не сами люди, а именно чувства людей. В опере, как и в балете, артист играет роль чувств.
А вот в театре пантомимы артист может изобразить вещь.
Материал для театральных ролей есть в содержании каждого вида искусства. При этом театральными ролями они становятся исключительно в театре, посредством играющего их человека и публики. Содержание роли является критерием для деления театра на виды. Материал для роли поставляется литературой, музыкой, пластикой. Ролями при этом становятся человек, чувство или вещь, а театр соответственно классифицируется на виды:
- драматический,
- музыкальный,
- пантомимический.
Форма
Форма также дает критерии для деления театра на виды. Формы, в которых мы воспринимаем образ, могут быть различны: человек, кукла, тень. На основании этого строится другая классификация:
- театр «живого актера»,
- театр кукол,
- театр теней.
Классификации по содержанию и форме часто пересекаются. Здесь становится понятно, что реальным смыслом обладают только «двухступенчатые» определения театральных видов, например: драматический театр кукол.
Язык
Такая сфера спектакля как язык, также может являться критерием классификации. Это может быть язык музыки, танца, слова. Литература подарила драматическому театру целый слой его языковых средств, пение, в свою очередь, дало язык опере, танец подарил язык балету, а мимирование превратилось в язык театра пантомимы.
Существует научный смысл в делении театра на виды. Это позволяет соединять между собой системно-структурно-элементную сторону спектакля и содержательно-формально-языковую, то есть спектакль как театральное произведение и спектакль как произведение искусства.
Вид театра определяется не только на основании содержания, формы и языка, но и тем, какая часть системы спектакля оказывает решающее влияние на данную принадлежность. Содержание, язык и форма спектакля говорят о содержании конкретного спектакля, о единственной форме, об уникальном сочетании средств языка.