Ренессансная живопись
Созданный гуманистами идеал человека отразился в ренессансном искусстве $XV$ века. Деятели искусства, создавая свои шедевры, обогатили этот идеал дополнительными художественными средствами. Живопись, архитектура и скульптура встали на путь новаторства позднее появления гуманизма более чем на полвека.
Основателем ренессансной живописи в Италии считается Мазаччо (годы жизни 1401-1428). Он жил и творил во Флоренции. Его знаменитые фрески, ставшие украшением капеллы Бранкаччи, наполнены реальной жизнью, характеризуются композиционной простотой и пластической выразительностью. Герои изображений исполнены естественной возвышенностью.
Во флорентийской школе живописи в $XV$ веке наблюдается множество переходных форм. Художники пытаются отыскать принципы построения перспективы, чтобы передать трёхмерное пространство. Их поиск находит выражение в придании особой выразительности образам, наполнение их колористическим богатством. Основные школы живописи того времени:
- флорентийская;
- североительянская;
- венецианская;
- умбрийская.
Флорентийский художник Филиппе Липпи (годы жизни 1406-1469) основывает жанровое повествование. Вслед за ним идёт Доменико Гирландайо (годы жизни 1449-1494), который вносит в это направление собственную уникальность. Так, при написании фресок в церкви Санта Мария Новелла на религиозную тематику, Доменико вставляет в них светские композиции, например, детали быта горожан. Другой живописец Сандро Боттичели (годы жизни 1445-1510) прославился одухотворёнными образами в картинах «Весна», «Рождение Венеры», написанных на тематику античной мифологии.
К умбрийской школе принадлежит творчество Пьеро делла Франческа (годы жизни 1416(1420)-1492), Перунджио и Пинтуриккьо. Франческа доводит до совершенства теорию перспективного построения картины. Перунджио и Пинтуриккьо стали мастерами пространственных композиций изображения пейзажей.
К североитальянскому направлению относится творчество Андреа Мантеньи, который выделяется чёткими формами и героическими образами, напоминающими римскую античность.
Венецианская школа прославилась творчеством Антонелло да Мессина, Джованни Беллини и Витторе Карпаччо. Они создавали многофигурные композиции с тончайшими деталями венецианского быта, писали выразительные портреты.
Ренессансная архитектура
К архитекторам эпохи Возрождения относится деятельность зодчих Брунеллески, Альберти, Филарете, Микелоццо. В это время формируется новый тип строительства: палаццо (городской дом) и вилла (загородный дом). Общественные сооружения совершенствуются, их характерные черты:
- совершенство пропорций,
- просторные помещения,
- простата оформления фасадов.
Всё это было признано, чтобы возвысить человека, а не подавить его.
Сооружение новых зданий требовало совершенствования инженерно-строительных знаний и углубления математических расчётов. Брунелесски сумел разрешить сложную в исполнении задачу – возведение купола собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. По его проекту были возведены капелла Пацци и церковь Сан Лоренцы, которые выделяются гармонией и соразмерностью частей.
Альберти добавил декор, стал применять новые строительные материалы, разработал учение о пропорциях. Его разработки видны в палаццо Ручеллаи во Флоренции и церкви Сан Себастьяно в Мантуе.
Ренессансная скульптура
Скульптура эпохи Возрождения характеризуется достижением высокого уровня в пластичности фигур, в искусстве рельефа, а также светским изображением религиозных картин. Крупнейшие скульпторы: Гиберти, Веррокьо, Донателло. С их творчестве совершенствуется искусство портрета. Постепенно скульптура выделяется из архитектуры, на улицах Падуи и Венеции появляются статуи.