Искусство позднего Рима
В III столетии н.э. в Римской империи углубляется кризис. Во времена правления династии Северов (193 - 235) рабовладельческая система переживает кризис, расширяется система колоната, зарождаются элементы натурального хозяйства в латифундиях. Также в эти времена в римской армии усиливается варваризация, т.е. армия пополнялась наемниками из чужеродных племен:
- германцами;
- галлами;
- сирийцами.
Свидетельством ослабления метрополии и возрастающего значениия провинций может служить эдикт Каракаллы 213 г. Согласно этому эдикту римское гражданство получали все свободные жители римских провинций.
Власть императора начинает приобретать всё более диктаторские и абсолютистские черты. Но при этом сам император стал игрушкой в руках армии. Увеличивается значение административно-бюрократическое системы. Усиление эксплуатации, увеличение налоговых обложений, произвол властей приводили к многочисленным восстаниям рабов и колонов. Протестов и восстаний становится всё больше во второй половине 3 в. и в последующее время.
Когда кончается правление династии Северов, начинается господство так называемых солдатских императоров. При Диоклетиане устанавливается система неограниченной власти императора – домината взамен прежней системы принципата. В 395 г. после смерти императора Феодосия I происходит разделение римского государства на Западную и Восточную империю.
Для архитектуры поздней империи характерны были огромные масштабы сооружений, необычайно пышные декоративные эффекты, подчёркнутая роскошь отделки. Ярким примером такой архитектуры являются термы Каракаллы и базилика Максенция в Риме. Термы (римские бани) для римлян были чем-то вроде клуба. Со временем древняя традиция ритуального омовения постепенно обросла различными практиками и занятиями: палестрами и гимнасиями, музыкальными залами, гимназиями. Одним из любимых занятий римлян было посещение терм. По всей империи было построено множество бань, были государственные и частные термы, мужские и женские, также общие. Термы были как довольно простыми сооружениями, так и настоящими шедеврами римского зодчества.
Термы, которые приказал построить император Каракалла, занимали огромную площадь с газонами, имели залы с тёплой, холодной и горячей водой. Термы Каракаллы представляли собой сложное архитектурное сооружение, перекрытое сводом из разного рода конструкций. Стены и своды этого сооружения были богато украшены, отделаны золотом, мозаикой и различными драгоценными камнями. Современного человека даже руины терм поражают своей грандиозностью и величием.
Как уже было сказано, в период поздней империи метрополия ослабевает, но провинции наоборот расцветают. В провинциях продолжается активное градостроительства, в них устремляется всё больше мастеров из Рима. Завоёванные в многочисленных войнах огромные территории постепенно обретают некий единый облик.
Распространённым сооружением в период поздней империи также была базилика. Базилика представляла собой вытянутое здание прямоугольной формы. Изначально базилика предназначалась для общественных собраний и советов. В дальнейшей истории Рима, после принятия христианства государственной религией, базилики стали образцом для строительства христианских храмов.
Искусство Византии
Византия – развития цивилизация эпохи средневековья, образовалась вследствие раздела Римской империи на Восточную (Византия) и Западную империи. Важное место в развитии Византии, её культуры и искусства занимала христианство. Средневековому миру Византия дала высокие образцы литературы и различных искусств. Христианскому миру Византия подарила прекрасные образцы иконописи. Историки считают, что по уровню образованности и духовной жизни Византия на целые века опережала страны средневековой Европы. Культура Византии оставила заметный исторический след, и сегодня нужно продолжать изучать историю этой страны.
Искусство Византии развивалось в течении тысячи лет, и охватило обширную территорию, которая содержала современные территории следующих стран: Италия; Египет; Турция; Греция; Сирия; Болгария; Македония; Армения; Сербия; Грузия.
После падения Византийской державы, созданные ею художественные стили и направления получили своё дальнейшее развитие в Греции.
Мозаика. Ключевая особенность техники византийской мозаики было в том, что элементы укладывались на обратную сторону набора. Смальтовые композиции отличались цветовым разнообразием, яркостью, игрой света на поверхности. Отличительная черта византийской мозаики – это золотой фон, мерцающий как при естественном свете, так и при свечах.
Декоративно-прикладное искусство. Наряду с резным делом, широко распространена была обработка металлов. Из металлов создавали прекрасные литые произведения умеренного рельефа. Со временем, мастера стали обходиться без рельефа, производя на медной поверхности слегка углублённый контур и выкладывая этот контур другим металлом, золотом или серебром.
Иконопись. Византийская иконопись была важнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Художественная традиция Византии положила начало не только некоторых национальных культур (например, Древнерусской), но и длительный период всего своего существования оказывала влияние на иконопись многих православных регионов и стран:
- Македонии;
- Руси;
- Сербии;
- Болгарии;
- Палестины;
- Грузии;
- Сирии;
- Египта.
Кроме того, под влиянием культуры Византии находилась Италия, в особенности Венеция. Большое значение для этих регионов и стран имела византийская традиция иконографии, а также возникавшие в Византии новые стили и направления в искусстве.
Архитектура. Заимствовав античные архитектурные формы, зодчие Византии постепенно их видоизменяли, и создавали свой национальный стиль. В течении V столетия был выработан, главным образом для храмоздательства, тип сооружений, по своей форме, плану и всей конструктивной системе серьёзно отличающийся от типа древнехристианских базилик. Главной особенностью нового типа храма было использование купола для покрытия средней части здания.