Искусство Ранней Классики
Во времена так называемой Ранней Классики государства Малой Азии перестают играть ведущую роль в развитии искусства. Теперь основными центрами развития художественной культуры, скульптуры и архитектуры становятся Афины, греческий Запад, а также Северный Пелопоннес. Искусство этой эпохи пронизано идеями освободительной борьбы против персов, в этот период воспевается торжество греческого полиса.
Искусство ранней классики отличается героическим характером и особым вниманием к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен, где уважается достоинство гражданина. Искусство классической Греции значительно отличается от художественной культуры восточных деспотий, где искусство было подчинено жёсткому канону и строгим правилам стиля. Искусство классической Греции избавлено от жёстких рамок, которые ограничивали его в период архаики. Это время поисков нового, поэтому развитие получают разные школы и направления, создаются самые разнообразные произведения.
Ранее в скульптуре были распространены только два типа фигур:
- курос;
- ко́ра.
Теперь появляется большее разнообразие типов. Например появляется контрапост. Теперь скульптуры стараются передать сложное движения человеческого тела, а в архитектуре формируется классическая форма периптерального храма и его скульптурного декора. Значимыми для развития раннеклассической архитектуры и скульптуры являются следующие сооружения:
- Храм Афины Афайи на острове Эгина;
- сокровищница афинян в Дельфах;
- так называемый храм «Е» в Селинунте;
- храм Зевса в Олимпии.
Архаическая культура создавала совершенные в своей законченности произведения искусства. Но задачей классического искусства стало изобразить всю сложность человеческого тела, показать человека в движении. Скульпторы и художники классической Греции сделали важный первый шаг к реализму, перед ними стояла задача изобразить личность, показать индивидуальные черты человека. Движение к реализму началось с решения более простых задач – передачи движения человеческого тела. А вот во времена Высокой классики возникает более сложная задача – передать движение души.
Одним из ведущих мотивов греческой скульптуры классического периода становится отображение достоинства и величия человека-гражданина. В статуях из мрамора или из бронзы, скульпторы стремились передать старались создать образ человека-героя во всём совершенстве его физической и нравственной красоты. Создаваемый идеал имел этическое значение, а также имел общественно-воспитательную функцию. Искусство оказывало прямое воздействие на чувства и ум древних греков, воспитывая в них представление о том, какими физическими данными и нравственными качества должен обладать человек. Одним из самых выдающихся греческих творцов ранней классики считается художник и скульптор Полигнот.
Искусство Высокой Классики
В эпоху Высокой Классики ведущим центром развития искусства становятся Афины, а влияние афинской идеологии определяет стилистические особенности искусства всей Эллады.
Художественная культура Высокой Классики – логическое продолжение того, что было создано ранее. Но есть одна область, где в этот период оформляется принципиально новое – урбанистика. Появление градостроительства как теоретической и практической дисциплины, объединявшие в себе художественные и утилитарные цели, связано с именем Гипподама Милетского. Градостроительная система Гипподама Милетского используется и по сей день.
Основной формой сооружений по-прежнему остаётся храм. Но масштабы возведения зданий и построек общественного назначения в Афинах превосходили масштабы любого другого полиса или региона Древней Греции. Градостроительство было частью политики Афин. Предводитель Афин Перикл поставил своей целью превратить Афины не только в самый могущественный, но и самый культурный и перкрасный город всей Древней Греции.
Архитектура Высокой Классики отличается удивительным сочетанием соразмерности и праздничной монументальности. Архитекторы не следовали каким-то строгим канонам, они искали новые средства, которые могли бы усилить выразительность сооружений. При возведении Парфенона, архитекторы Иктин и Калликрат смело объединили в одном здании стили дорического и ионического ордера. Снаружи Парфенон выглядит как классический дорический периптер, но украшает его типичный для ионийского ордера сплошной скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики было использовано и в Пропилеях.
Очень оригинален и своеобразен Эрехтейон – единственный в архитектуре Эллады храм с абсолютно асимметричным планом. Необычным является решение одного из его портиков, где вместо колон были возведены шесть фигур девушек-кариатид.
Скульптура Высокой Классики представлена такими выдающимися мастерами, как Мирон, Фидий, Поликлет Старший. В самом известном и прославленном произведении Мирона – Дискоболе, впервые в искусстве Эллады была решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому. В скульптуре Дискобол была окончательно преодолена статичность, столь характерная для архаического искусства. Закрыв вопрос с передачей движения человеческого тела, Мирон, однако, не был мастером изображения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия, который считается самым крупным древнегреческим скульптором.
Фидий получил признание и славу благодаря скульптурным изображениями греческих богов, особенно Зевса и Афины. В 60-е годы V века до н.э. Фидий создает гигантскую и великолепную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя. Кроме этого, важное место в творчестве Фидия занимает создание рельефов и скульптур для Парфенона. Для искусства Классической Греции характерным является синтез архитектуры и скульптуры. Фидию принадлежит идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал афинской демократии находит своё отражение в великолепных и величественных произведениях Фидия, бесспорной вершине классического искусства Древней Греции.