Хе́ттское царство — это могущественная древняя держава в Малой Азии (около 1800—1180 годов до н. э.), созданная хеттами. На рубеже 3-2 тысячелетий до н. э. у хеттов начал распадаться родоплеменной строй.
Около 2000 лет до н.э. народ Малой Азии хетты начали организовывать ряд городов-государств на территории Анатолии (Турция).
Хетты были первыми людьми на этой территории, которые начали добывать и использовать железо. И прежде чем начать захватывать новые территории к 1600 году до н.э. народ хеттов обосновал город Хаттусе.
Древнее искусство, архитектура и рельефная скульптура достигли пика своего развития в XIV веке до н.э. У хеттского искусства был собственный стиль, они создали высокую культуру, которая унаследовала традиции шумерского и египетского искусства. Культура хеттов отличалась своеобразием и оказала воздействие на культуру соседних стран.
Строительство, скульптура и архитектура хеттов
Довольно высокого уровня развития достигло строительство в эпоху хеттов. Раскопки археологов, которые длительное время велись на территории Хеттского царства, выявили многочисленные памятники строительства и архитектуры древнего народа. Среди них были дворцы, храмы, частные дома, крепостные стены. Все строения были украшены барельефами, колоннами, каменными статуями животных и людей. Хеттская архитектура и строительство оказали огромное влияние на соседние страны, вплоть до Древней Греции.
Археологи делят строения хеттского народа на две группы: светские и культовые.
К светским строениям можно отнести частные дома и государственные здания. К культовым следует отнести святилища, храмы, алтари. Если культовые сооружения при раскопках встречались часто, то светские не были так распространены.
В качестве строительных материалов хетты использовали дерево, камень, кирпич и известковый раствор.
Из письменных памятников древнего народа известно, что хетты очень тщательно готовились к началу строительства. Они заблаговременно подготавливали материал, нанимали рабочую силу, тщательно организовывали всю работу и все это подкрепляли особыми ритуалами. Как и для любого другого дела, хеттам необходима была поддержка богов.
Наиболее крупный и значимый памятник хеттской культуры считается столица государства – Хаттуса. В ее монументальных сооружениях (дворцах, храмах), часто больших размеров, постройки располагались несколькими концентрическими рядами вокруг центрального здания.
Скульптура хеттского государства тесно связана с архитектурой народа. Плоские и высокие рельефы в виде полуфигур сфинксов и львов применялись для оформления ворот городских стен. Для облицовки наружных стен дворцов применялись ортостаты: фигуры священных животных, богов, сцены из жизни. Древние изображения отличались монументальностью, мощью, статичностью и подчеркивались торжественностью.
Рисунок 1. Барельеф. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Монументальные барельефы часто сопровождались иероглифами. Многие изваяния изображают самого царя, совершающего богослужение в облике жреца. Царская фигура, облаченная в одеяния и накидки, стала отличительным признаком в хеттской культуре.
Самое красивое изваяние, сохранившееся с эпохи хеттов, это изображение царя в объятиях бога. Археологи относят эту фигуру к позднему периоду хеттской эпохи.
Регион, где проживали древние хетты, был богат месторождениями металлов, здесь и зародилась их добыча и обработка. Самым ценным металлом, добываемым хеттами, было золото. Из него делали не только оружие, но и самые ценные украшения.
Одежда хеттов
В повседневной жизни хетты носили длинную рубашку без пояса с длинным рукавом, напоминающую тунику. На праздники надевали роскошную одежду, расшитую металлическими аппликациями и вышивкой.
Царь и жрецы носили длинный плащ, а на голову надевали повязку или круглую шапку. Изредка царь надевал на себя высокую коническую шапку, которая символизировала его божественное происхождение. Женщины носили тонкую тунику поверх которой надевали длинный плащ. И женская и мужская одежда скреплялась бронзовыми булавками на плече.
Религиозно-мифологические представления хеттов
Значимую роль в общественной жизни хеттов играли религиозно-мифологические представления древнего народа. Сакральные функции царя считались важнее и весомее военных. Повседневная жизнь хеттского народа была полна магических и сакральных действий и ритуалов.
Основные ритуалы осуществляли жрецы, а самые почтенные выполнялись царем и царицей. Ритуалы и обряды не проходили без жертвоприношений. В качестве человеческих приношений богам отдавали военнопленных.
Религии власти отводили государственную функцию. После смерти царя, его причисляли к божеству. Ритуал с его погребением был тщательно и по-особенному разработан. Не менее торжественно проводили обряд захоронения и царицы. Тела царских особ сначала сжигали, поливая пивом и вином, потом помещали в сосуд с маслом, и лишь после этого помещали в мавзолей, предварительно обернув тканью.
Литература и изобразительное искусство хеттов
Памятников хеттской литературы сохранилось очень мало. Одними из древних жанров хеттской летописи являются царские летописи. В этих летописях исторические повествования царей перекликаются с мифами. Однако самым распространенным жанром хеттской литературы были эпос и мифы.
В царстве хеттов использовалось не менее восьми языков. Но делопроизводство велось только на трех: хеттском, аркадском (хетты называли ее "вавилонской") и иногда хурритском. При совершении обрядов жрецы пользовались только хеттским.
Писали хетты в основном клинописью. Монументальные наскальные надписи и надписи на печатях выполняли иероглификой, которую изобрели, скорее всего, сами и которая насчитывала более 400 знаков.
Характерно, что иероглифические строки читались поочередно справа налево и слева направо. На вид хеттское иероглифическое письмо, грубое и неуклюжее, особенно если сравнить его с грациозными египетскими иероглифами, зато оно лучше сохранило сходство с изображаемыми предметами.
Хеттские художники изображали окружающий мир не таким, каким они его видели, а таким, каким его представляли. Так, в мужской фигуре голова и ступни ног изображались в профиль, плечи и грудь - анфас.
Хетты развивали керамику - расписную и "гладкую", по способу обработки поверхности, мелкую бронзовую пластику. Наиболее примечательным явлением в хеттском искусстве все же был каменный рельеф, который лучше отражал идеологию Хеттского государства и в котором так и не сложился единый канон.