Древнейшие памятники искусства Китая
Самые древние памятники и артефакты китайского искусства восходят к 3 тыс. до н.э. Сегодня на территории Поднебесной найдено множество стоянок древних людей времён неолита. Самые крупные поселения земледельцев были обнаружены на территории современных провинций:
- Ганьсу;
- Шаньси;
- Хэнань;
- Цзянсу;
- Чжэцзян.
Археологические раскопки обнаружили на местах жилищ и в захоронениях множество орудий и расписных лощёных сосудов. Эти находки дают представление о высоком уровне развития неолитической культуры на территории Китая.
Расписные сосуды из керамики, выполненные в различных формах, изготовлялись руками или на гончарном круге. Это были или остродонные сосуды с узким горлом, или широкие вазы округлой формы с невысоким горлышком и двумя ручками, или чаши, которые расширялись кверху; некоторые сосуды по своей форме напоминают греческие амфоры. Эти сосуды обжигались при высокой температуре, роспись исполнялась чёрной, жёлтой, белой, красной и фиолетовой красками на сером, красноватом, или коричневатом фоне глины.
Изготовленные на гончарном круге различные чаши, вазы, а также погребальные урны отличаются правильностью форм, изящностью и красотой узора, мастерским исполнением. А вот сосуды, сделанные руками по своей форме более грубые, на них часто отсутствуют узоры. Иногда узор покрывает почти всю поверхность сосуда. Узор сосудов в большинстве случаев представляет собой геометрический орнамент. В невысоких сосудах рисунок занимает верхнюю часть до середины. А вот в более высокой посуде впечатление вытянутости и стройности формы создаётся за счёт расположенных по вертикали зигзагообразных линий.
Специалисты предполагают, что орнамент обладал мифологическими и магическими смыслами. Исследователи делают предположение, что орнамент был связан с представлениями древних китайцев о силах природы. Предполагают, например, что серповидные знаки и зигзагообразные линии представляли собой условные изображения луны и молний. Впоследствии эти изображения перешли в китайские иероглифы. Среди керамики Яншао можно встретить круглые сосуды на трёх ножках («ли») и другую посуду, которая сохранила свою форму и культовое назначение в Китае на долгие столетия.
Стоит отметить и так называемую Луншаньскую культуру, относящуюся к 3 тысячелетию до н.э. Эта культура была открыта при раскопках древних стоянок на территории следующих современных провинций:
- Шаньдун;
- Шаньси;
- Хэнань.
В этих местах было найдено множество изделий из керамики, отличающихся высочайшим уровнем мастерства. Эти чёрные лощёные сосуды, на которых не было узоров и росписи, очень тонкие и хрупкие. Эти сосуды отличаются разнообразием форм, а также изящностью пропорций. Встречается среди них посуда, напоминающая сосуды Яншао на трёх ножках. Было также обнаружено много разнообразных кубков, мисок, тарелок, и т.п.
Особенности искусства Древнего Китая
В традиционном искусстве Китая в первую очередь нужно отметить живопись. Традиционная живопись Китая считается искусством тонким, в значительной степени философским, которое отличается целым рядом ритуальных условностей. Первое, и самое важное правило китайского изобразительного творчества – картина должна обладать сюжетом, «рассказывать» какую-то историю. Второе правило предписывает обязательное наличие на картине изречения в стихотворной форме. Это изречение должно раскрывать смысл сюжета картины. Писать нужно было обязательно в каллиграфическом стиле. Здесь можно провести параллель с изобразительной традицией Древнего Востока, где тоже были строгие правила и обязательные стилистические нормы. Кроме того, древнекитайский художник должен был заранее сделать печать со своим именем; этой печатью он позднее ставил на свою картину.
Техника рисования тоже была довольно строгой. Существовали две распространённые методики рисования: «гунби» и «сеи». В техника «гунби» создавались картины, в которых требовались чётко прочерченные линии, общая контурная прорисовка, а также уделялось большое внимание детализации предметов. А вот методика «сеи» отличалась размытостью очертаний, условностью и приблизительностью. В своей работе художники применяли акварельные краски, тушь, шёлковые ткани, бамбуковую, а также рисовую бумагу. Специалисты отмечают, что живопись во времена Древнего Китая была довольно сложным и кропотливым процессом.
Искусство керамики возникает примерно в то же время, что и традиционная китайская живопись. Изделия из глины не отличались мастерством и утончённостью. Горшки и кувшины делали руками или на примитивном гончарном круге. Но украшались эти керамические изделия очень искусно. Рисунки на посуде отличаются правильностью геометрических узоров, ритмичностью орнаментов и сложностью композиции. В дальнейшем искусство керамики перейдёт в знаменитый китайский фарфор, который высоко ценится и сегодня.
Искусство бронзового литья получает особенное развитие в эпоху династии Хань. Вазы или сосуды отличаются мастерством узора. Мастерам удавалось искусно изображать сложные сюжеты, растения и животных. Древние китайские мастера сначала изготовляли копию будущей вазы или сосуда из глины, потом выполнялся узор на поверхности. Затем форма обжигалась и техникой обратного оттиска изготавливалась уже другая форма, уже с рельефным рисунком. В данную форму заливалась расплавленная бронза, а потом данная форма разбивалась на мелкие частички.
Изучая искусство Древнего Китая, нужно обратить свой взор и на театральное искусство. Этот жанр народного творчества возникает в 6 веке до н.э., и набирает силу вплоть до 10 века, приобретая новые формы. Древний китайский театр содержал в себе такие действа, как танец и пение, пантомима. Это искусство отличалось чётким разграничением актёрского амплуа, непритязательностью декораций. Историки сообщают, что декорации играли второстепенную роль в Древнем Китайском театре. В общем и целом, театр занимал важное место в культуре Древнего Китая. В этой статье были рассмотрены не все жанры искусства Древнего Китая, «за кадром» остались такие формы творчества, как письмо на узелках, искусство шёлковых тканей, скульптура глиняных гигантов, и наконец, китайская кухня.