Предшественники фовизма, возникновение движения
Фовизм (в переводе с французского языка «дикий») – это крупное течение во французское живописи, которое берёт своё начало в конце 19-го – начала 20-го века.
Классическим периодом развития этого направления считается время с 1904 по 1908 гг. Самым значимым этапом принято считать 1905-1907 гг.
Ключевые особенности данного стиля:
- обобщение пространства, объёма и рисунка;
- упрощение формы, её нивелирование до простых очертаний;
- отказ от использования светотени и линейной перспективы.
Предтечей фовизма, и с точки зрения хронологического соответствия, и с точки зрения применяемых художественных подходов, искусствоведы считают постимпрессионистов. Представители постимпрессионизма, как и приверженцы фовизма, большое внимание уделяли субъективному интенсивному цвету, что отличало их от импрессионистов, которые применяли мягкие натуральные оттенки. Немалое влияние оказали такие выдающиеся художники, как Ван Гог и Гоген.
Другой важной фигурой для рассматриваемого нами течения был Поль Сезанн. Характерной особенностью его произведений можно считать монументальность его живописи, свойственную даже работам небольшого формата. Сезанн создал принципиально новый подход, новый стилистический норматив, который взяли на вооружение представители фовизма.
Зарождение фовизма также связывают с именем Гюстава Мюро, художника-символиста и профессора Школы изящных искусств. Учениками этого прославленного живописца были Альбер Марке, Анри Матисс, Жорж Руо, и др. Некоторые специалисты говорят, что Моро нужно считать идеологическим вдохновителем фовизма, обозначившим для своих учеников направления движения, которому только предстояло возникнуть. Непреодолимое стремление к чистому цвету, который был у Моро, стал отправной точкой для будущего художественного течения.
Специфические черты стиля
К особенностям этого стиля можно отнести: динамичность изображения, спонтанность, стремление к эмоциональному напряжению.
Ключевыми художественными нормативами фовистов стали интенсивный яркий цвет, открытые локальные оттенки, чистота и резкость, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. В работах этого направления можно проследить яркий, насыщенный цвет, нивелирование формы, отказ от принципов линейной перспективы.
В отличие от приверженцев импрессионизма, которые стремились выразить мимолётные впечатления, фовисты противостояли мимолётности чувств и эмоций. Фовисты критиковали салонную живопись, но в то же время, их художественная концепция уходила корнями в традицию классической живописи. В частности, стремление к ярким оттенкам можно считать обращением к академической идее цвета, где краска всегда была главным художественным нормативом.
Выразительные возможности цвета использовали многие живописцы, в первую очередь представители экспрессионизма. Ряд искусствоведов склонны рассматривать фовизм как французскую версию экспрессионизма, акцентируя внимание на сходства творческих методов этих течений. Рассматриваемое нами направление считается одним из самых влиятельных в истории живописного искусства.
История движения
Одной из особенностей движения, помимо отсутствия программного манифеста, был дружеский характер объединения. Костяк художественного объединения составляли мастера, которые вместе учились, вместе участвовали в пленэрах. Несмотря на своё творческое единство, это течение, в большей степени было товариществом, участников которого связывали не столько художественные нормативы, сколько дружеские отношения. Этот фактор считается очень важным для создания и поддержания устойчивого интеллектуального или художественного объединения. Марке, Матисс, Руо и Манген, были учениками у одного мастера – Гюстава Моро. Вламинк и Дерен вместе ездили на этюды в Шату, Матисс и Марке поддерживали хорошие отношения в Париже, Фриез и Брак общались в Антверпене, Марке и Дюфи встречались и вместе работали в Гавре и т. д.
Несмотря общую черту всех фовистов, а именно на стремление к яркому, интенсивному цвету, в этом направлении не существует какого-то универсального метода. В фовизме не было унифицированного приёма, который был бы характерен для всех художников этого течения. Произведения таких выдающихся живописцев, как Дерен, Вламинк, Матисс в художественном плане часто радикально отличаются друг от друга.
Довольно часто высказывались мнения о том, что немало художников-фовистов относились к течению с некоторой долей пренебрежения. В частности, Жорж Руо, выставив свои работы в Осеннем салоне, почти не принимал участия в дальнейшей деятельности группы, и часто его причисляют к данному течению с некоторыми оговорками.
Основные представители и итоги фовизма
Фовизм объединяет в себе три ключевые группы, представители которых применяли схожие художественные методы. Ученики мастерской Гюстава Моро:
- Альбер Марке;
- Анри Матисс;
- Жан Пюи;
- Шарль Камуан;
- Анри Манген.
Представители Группы Шату:
- Андре Дерен;
- Морис Вламинк.
Гаврская группа:
- Рауль Дюфи;
- Отон Фриез;
- Жорж Брак.
Нужно отметить, что раннее творчество Жоржа Брака можно отнести к импрессионизму, потом он склонился к фовизму, почему и считается его представителем. Помимо всего прочего, Ж. Брак считается одним из основателей и важнейших представителей кубизма.
Интересно, что основная масса художников-фовистов не признавала свою принадлежность к жанру. Несмотря на это, идеологическими лидерами движения, связанными скорее с художественным методом, нежели с формальной принадлежностью, можно назвать Анри Матисса, Андре Дерена и Мориса Вламинка.
Главным итогом рассматриваемого течения было не только зарождение новых художественных методов, но и переосмысление классической стратегии искусства. Фовизм привел к утверждению цвета как главной художественной категории. Это течение также помогло признанию декоративного начала живописи.