Эволюция теоретических подходов к управлению инновациями на предприятии
Наиболее активное развитие вопросы организации и управления инновациями получили с середины ХХ века. Именно тогда началось активное развитие инновационной деятельности практически во всех сферах и отраслях наук. В общей сложности можно выделить четыре основных этапа развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) как основы инновационной деятельности:
- первое поколение НИОКР (1900-1950 гг.);
- второе поколение НИОКР (1950-1970 гг.);
- третье поколение НИОКР (1970-1990 гг.);
- четвертое поколение НИОКР (1990-е гг. – настоящее время).
Для НИОКР первого поколения характерно спонтанное управление инновациями, ответственность за которое ложилась на плечи ученых.
НИОКР второго поколения характеризуется становлением и развитием корпоративного менеджмента. Именно в этот период свое развитие получило управление инновационными проектами. Научная деятельность стала привязываться к целям бизнеса.
Третье поколение НИОКР было ознаменовано развитием промышленных инноваций. Затраты и риски в этой сфере росли в геометрической прогрессии. Были заложены современные основы управления проектами. Основной целью инноваций считалось удовлетворение явных потребностей потребителей.
Начиная с 1990-х гг. начался новый этап в управлении инновациями – четвертое поколение НИОКР. Управление инновациями стало осуществляться на основе совместного принятия решений. Акцент был смещен на удовлетворение скрытого спроса. Основным фактором экономического роста и укрепления конкурентоспособности предприятия стали инновации.
Таким образом, в современном мире вопросам управления инновациями на уровне предприятий уделяется повышенное внимание. Современный управленческий период можно охарактеризовать как инновационный. Основным стратегическим фактором экономического роста выступают инновации, а конкурентные преимущества бизнеса формируются за счет развития их технологических и управленческих форм. В большинстве успешно развивающихся компаний преобладает интеллектуальный капитал и нематериальные активы. Стоимость бизнеса зачастую определяется его интеллектуальной собственностью.
В таких условиях подходы к управлению инновациями и их роль в развитии предприятия постоянно меняются. В общем виде их эволюция представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Развитие подходов к управлению инновациями на уровне предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, вплоть до конца 1970-х гг. наблюдалось преобладание эры ресурсного изобилия. Большая часть ответственности за управление инновациями была возложена на ученых и инженеров, занимающихся научными исследованиями. Начиная с 1980-х гг. наступила эра экономических расчетов. Особое внимание стало уделяться вопросам стратегического управления инновациями, а ответственность за сам управленческих процесс стала возлагаться на плечи профессиональных управленцев.
Базовые подходы к управлению инновациями на предприятии
В процессе эволюции подходов к управлению инновациями на предприятии сложилось три базовых подхода:
- функциональный подход;
- проектный подход;
- процессный подход.
Первоначально инновации рассматривались в качестве отдельных функциональных областей предприятия, а сам процессы организации и управления его инновационной деятельностью концентрировались в пределах отдельно взятых функциональных подразделений, которые были непосредственно заняты вопросами исследования, проектирования, конструирования и технологической подготовки производства. Данный подход предполагал высокую степень специализации, в результате чего обеспечивалось развитие уровня разработок и повышалось само качество инновационной продукции. Несмотря на это между функциональными службами нередко происходили конфликты.
Со временем управленческая парадигма сдвинулась в сторону проектного подхода. Он предполагал выделение управления инновационными проектами в отдельные «кросс-культурные» проекты. Сами же управленческие структуры были подвержены трансформации с матричные, проектные и программно-целевые формы. Избеганию конфликтов между участниками проектов способствовало единое видение конечного результата проекта и наличие горизонтальных связей.
Данный подход позволял концентрировать ресурсы, контролировать сроки выполнения этапов и отдельных работ, а также повышать общую результативность инновационных проектов. В то же время он слабо учитывал достижения конкурентов, динамику рыночной конъюнктуры и потребности потребителей. На смену ему пришел процессный подход.
Согласно процессному подходу инновационную деятельность предприятия следует рассматривать комплексно. Поскольку она охватывает все подразделения субъекта хозяйствования и представляет собой комплекс бизнес-процессов по созданию, освоению, продвижению и сопровождению инноваций. Данный подход предполагает сохранение углубленной специализации участников инновационного процесса обеспечивающей высокий технологический уровень разработок, а также обеспечение интеграции участников и концентрации ресурсов, регламентация которых способствует соблюдению сроков и создает возможности для координации действий в процессе инновационной деятельности.
Теории управления инновациями на предприятии
В основе современных теорий управления инновациями лежат системный и логический подход. Наибольшее распространение и известность в системе инновационного менеджмента получили три теории:
- концепция технологических систем;
- концепция индустриальных кластеров;
- концепция сетевых структур.
Каждая из представленных концепций имеет свои особенности. Рассмотрим их более подробно.
Согласно концепции технологических систем инновационные технологии следует воспринимать в качестве интегрированных систем компонентов, поддерживаемых управленческими и/или общественными отношениями. Инновационные технологии в данном случае могут восприниматься в двух базовых аспектах: как в инженерно-технологическом, так и в социально-управленческом.
Данная теория предполагает, что изменение и развитие инновационных технологий влечет за собой изменение общественного устройства в целом. Соответственно, «технологический толчок» лежит в основе экономического развития общества.
Согласно концепции индустриальных кластеров индустриальные сектора экономики следует воспринимать с позиции интеграции различных типов фирм и отраслей, зачастую базирующихся на инновационных технологиях. Межотраслевые взаимосвязи и адекватные внешние кластеры в данном случае формируют динамические кластеры отраслей промышленности, которые характеризуются высоким уровнем (качеством) производимой продукции и высокой производительностью труда.
Наконец, концепция сетевых структур предполагает, что в основе современных тенденций развития бизнеса и общества лежит рыночный (самостоятельный и саморегулируемый) механизм организации инновационно-инвестиционной деятельности предприятия. Подобная деятельность нередко выходит за рамки отдельно взятого предприятия и приводит к формированию новых типов организационных структур. Все они, в свою очередь, функционируют на основе логистических принципов координации взаимодействия, интеграции управления и оптимизации принятия управленческих решений.