Инвестиционная стратегия - это система долгосрочных целей инвестиционной деятельности хозяйствующего субъекта, базирующаяся на его инвестиционной политике, инновационном потенциале и перспективах развития в инновационной сфере деятельности.
Стратегия инвестиций и инноваций выступает отражением идеологии хозяйствующего субъекта, его отношения к инновациям, ориентирам в данной сфере, системы его принципов и целей деятельности, функциональной роли и механизмов управленческой деятельности.
Стратегия инвестиций и инноваций имеет тесную связь. По сути, они являются взаимозависимыми и взаимообусловленными. Если хозяйствующий субъект позиционирует себя как новатора, ориентируется на инновационное развитие, то ему требуются средства на реализацию данной деятельности. Соответственно, им реализуется инвестирование в инновации. Конечно, оно может быть связано с привлечением внешних инвесторов, но, тем не менее, стратегия инвестиций оказывается тесно переплетенной со стратегией инноваций.
Видовое разнообразие инновационных стратегий
Инновационные стратегии – это программы перспективного развития хозяйствующего субъекта с опорой на инновационную направленность деятельности, использование новых технологий или разработку новых продуктов в целях экономического роста и развития.
Вложение средств в инновационные проекты является высокорискованным. В этой связи стратегии инновационного развития не являются широко распространенными в хозяйственной практике в рамках национальной экономике.
Инновационные стратегии представлены разными видами в зависимости от их направленности и способов реализации. Выделяют такие виды инновационных стратегий:
- Оборонительные инновационные стратегии. Они направлены на снижение рисков деятельности хозяйствующего субъекта. В этом случае проводится анализ реализации различных инновационных проектов и оценивается уровень их рисков, а, затем, разрабатываются мероприятия по снижению рисков и минимизации затрат. Применение данной стратегии актуально для средних организаций, которые не являются лидерами в конкретной области и имеют достаточного объема оборотных средств для продвижения на рынке. Потому, акцентируют внимание на стабилизацию своих рыночных позиций. У них имеется потенциал для модификации разработок в области своей деятельности.
- Наступательные инновационные стратегии характерны для крупных корпораций. Они ориентированы на полноценный инновационный путь развития и реализуют крупные финансовые вложения. Выбор данной стратегии предполагает концентрацию усилий на ресурсном обеспечении деятельности, квалификации сотрудников, способных видеть перспективу, разработать и внедрить инновации. Она сопряжена с большими рисками, в то же время обеспечивает наибольшую эффективность. Высокий риск - высокая отдача. В ряде случаев данная стратегия применяется мелкими компаниями, которые желают рискнуть, чтобы продвинуться на рынок и занять определенную нишу и не боятся потерь, провалов.
- Промежуточные инновационные стратегии. Они ориентированы на сохранение текущего рыночного положения и стабилизацию деятельности, а, в дальнейших перспективах на получение рыночных преимуществ. Этот вид стратегии основывается на отказе некоторых фирм от конкуренции с большими компаниями в выпуске определенного вида продукции. они стремятся удовлетворить узкий спрос потребителей, которые ориентированы на приобретение качественной продукции по высоким ценам.
- Разбойничьи инновационные стратегии связаны с внедрением новаторских разработок, абсолютно уникальных продуктов. Название стратегии обусловлено выдавливанием старых компаний с рынка, его переориентацией на новые виды продукции.
- Имитационные инновационные стратегии используют компании, имеющие богатые традиции и высокую культуру производства. Они опираются на технологии, инновации, которые используются другими компаниями, внося в них некоторые коррективы. Таким образом, они могут обходить новаторов и завоевывать их места на рынках.
- Поглощающие стратегии инновационного развития основываются на достижениях и новых разработках других компаний и научных организаций. Происходит поглощение крупными компаниями более мелких, которые не имеют достаточно средств и потенциала для реализации стратегий инновационного развития.
Рисунок 1. Группы инновационных стратегий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основы выбора инновационной стратегии развития хозяйствующего субъекта
Выбор нового направления развития хозяйствующего субъекта сопряжено с принятием инновационной стратегии. Она формируется, исходя из направленности инновационного развития, ресурсных возможностей и потенциала хозяйствующего субъекта.
Стратегия инноваций направлена на обеспечение роста и развития организации, ее выход на новый уровень, получение конкурентных преимуществ и стабилизацию рыночного положения, и, самое главное, максимизацию своей прибыли.
Выбор инновационной стратегии зависит от следующих факторов:
- инвестиционный потенциал хозяйствующего субъекта;
- рыночные позиции хозяйствующего субъекта;
- вид инновационного продукта или направления деятельности;
- маркетинговые возможности продвижения инновации;
- возможности удовлетворения спроса потребителей;
- уровень квалификации персонала;
- финансовые показатели деятельности хозяйствующего субъекта;
- величина собственного капитала.
Исходя из данных показателей и их проявления в конкретной организации происходит выбор оптимальной стратегии, которая позволит вывести хозяйствующий субъект на инновационный путь развития, обеспечить рациональное распределение ресурсов и их эффективное потребление. При этом важно учесть общую стратегию деятельности организации. Общие и инновационные цели должны гармонировать друг с другом. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.