Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стратегии инновационного менеджмента

Сущность направлений инновационной деятельности

Инновационная деятельность компании представляет собой очень широкое понятие, к которому принято относить не только инновации в виде преобразования научных знаний в новые продукты, услуги и технологии, но и множество различных мероприятий в управленческой, производственной или организационно-экономической области деятельности организации. Все эти мероприятия и направления деятельности считаются инновационными, если их реализация приводит к инновациям или появлению нового подхода к деятельности.

К основным и наиболее распространенным направлениям инновационного менеджмента можно отнести:

  • Создание новых или усовершенствование существующих продуктов;
  • Процесс разработки и запуска нового производственного процесса;
  • Создание новых подразделений, новых процедур, правил, коммуникационных систем в организации;
  • Реинжиниринг бизнес-процессов, внедрение новых систем и подходов к управлению ресурсами;
  • Внедрение новых систем управления качеством, систем контроля и планирования;
  • Использование новых способов финансирования или продаж;
  • Новые способы предоставления услуг.

Выбор направлений инновационного менеджмента зависит от инновационной стратегии организации, которая может быть пассивной или активной.

Замечание 1

Пассивные инновационные стратегии также называются адаптационными или оборонительными. Активные стратегии по-другому можно назвать наступательными или творческими.

Пассивные инновационные стратегии

Сущность адаптационных инновационных стратегий заключается в постепенной реализации небольших изменений, которые направлены на усовершенствование уже существующих продуктов, процессов, систем. Инновации в рамках такого вида стратегий рассматриваются как вынужденная реакция организации на изменения внешней среды ее деятельности. Инновации необходимы, чтобы сохранить имеющиеся позиции компании на рынке.

К адаптационным стратегиям относят:

  • защитную стратегию,
  • имитационную стратегию,
  • выжидательную стратегию,
  • стратегию непосредственного реагирования.
«Стратегии инновационного менеджмента» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Все эти направления инновационной деятельности схожи по своему содержанию, и выбор в пользу конкретной стратегии делается с учетом особенностей деятельности бизнеса и условий внешней среды.

Защитная стратегия позволяет компании оказать противодействие конкурентам, которые пытаются завоевать рынок с помощью аналогичного или нового продукта. В рамках защитных инноваций компания может либо создавать неприемлемые условия для деятельности конкурентов, либо сменить направление собственной деятельности для сохранения собственной доли рынка.

Имитационная стратегия реализации инноваций, напротив, предполагает ориентацию на деятельность конкурентов, копирование успешных рыночных новинок. Такая стратегия предполагает снижение рисков и затрат на НИОКР, но требует наличия ресурсов для организации массового производства. Препятствием применения имитационной стратегии инноваций являются патенты и другие права собственности на новую продукцию.

Выжидательная стратегия используется в рамках мероприятий по снижению уровня риска и схожа со стратегией имитации – компания ожидает выхода на рынок успешного новшества и после оттесняет его производителя с помощью собственных ресурсов.

Стратегия непосредственного реагирования на потребности потребителей применяется в сегменте B2B, где организации работают по крупным индивидуальным заказам. Применение такой стратегии требует либо наличия клиентской базы, способной сформулировать свои запросы, либо значительного объема ресурсов для проведения НИОКР.

Активные инновационные стратегии

Активные, творческие стратегии применяются компаниями, осуществляющими свою деятельность на относительно стабильных рынках. Такие инновации ложатся в основу повышения конкурентоспособности компании, укрепления ее рыночной позиции и завоевания новых рынков. К активным направлениям инновационного менеджмента относят активные НИОКР, ориентацию на маркетинг, слияния и поглощения.

Стратегия активных НИОКР позволяет компании получить непреодолимое конкурентное преимущество, занимаясь самостоятельно разработкой инноваций и обладая на результаты данного процесса исключительными правами. Однако реализация данной стратегии требует значительных финансовых и ресурсных затрат, а также наличия специалистов высокой квалификации.

Маркетинговая стратегия инноваций предполагает ориентацию всех процессов и видов деятельности организации на нужды рынка. Инновации при реализации такой стратегии начинаются и заканчиваются выходом инновационного продукта на рынок – именно этой части процесса уделяется особое внимание.

Слияния и поглощения представляют собой одно из самых популярных направлений инновационного менеджмента организации, так как предполагает самый низкий уровень риска по сравнению с другими видами активных инноваций. В результате слияний и поглощений образуются новые производства и совместные организации.

Дата написания статьи: 02.06.2017
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot