Технопарк – это территориальный комплекс, состоящий из совокупности научных центров, производственных предприятий, исследовательских организаций, деятельность которых реализуется в едином направлении: разработка инновационного продукта и его коммерциализация.
Необходимым условием деятельности технопарка является его направленность на содействие предприятиям в сфере науки и высоких технологий. Иными словами, технопарки обеспечивают развитие инновационных направлений деятельности, содействуя реализации инновационных проектов различных предприятий.
Основные направления взаимодействия с клиентами технопарков
Взаимодействие с клиентами технопарков осуществляется по следующим направлениям:
- Обучение и подготовка инновационных предпринимателей и специалистов в сфере инновационного менеджмента и маркетинга инноваций.
- Рост профессионализма и квалификации предпринимателей в определенных областях деятельности, расширение знаний и навыков в области управления, стратегического и финансового планирования.
- Содействие разработке и реализации научно-технических проектов.
- Сопровождение предпринимательской инновационной деятельности в целях достижения конкурентоспособной продукции, ускоренное ее освоение в производстве.
- Оказание поддержки развитию малого инновационного предпринимательства.
- Оказание содействия научным исследований, реализуемым в производственной сфере.
- Коммерциализация инновационных разработок.
- Оказание консультационных услуг по вопросам развития инновационного предпринимательства и иным аспектам предпринимательской и научно-исследовательской деятельности.
- Предоставление инновационным предприятиям на договорной основе лабораторных, экспериментально-производственных площадей, оборудование для исследовательской и производственной деятельности на конкретных условиях.
- Оказание финансовых услуг инновационным предприятиям.
- Оказание содействия привлечению капиталов в инновационную сферу, т. е. инвестиций в инновационные проекты организаций.
- Оказание помощи предпринимателям и предприятиям технопарка в патентно-лицензионной и правовой сферах, в области защиты интеллектуальной собственности.
- Проведение различных видов экспертиз деятельности инновационных предприятий.
- Оказание менеджерского сопровождения деятельности инновационных хозяйствующих субъектов.
- Подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности.
Специфика организации взаимодействия с клиентами технопарков
Реализация взаимоотношений с клиентурой технопарков имеет свою специфику:
- Разделение клиентов на группы, не характерные для иных областей деятельности. Дело в том, что перечень клиентов технопарков ограничен одним ведущим критерием – инновационность деятельности. Потому, клиенты могут распределяться на группы, только на основе их отнесение к субъектам малого, среднего или крупного инновационного предпринимательства, а также, по направлениям деятельности и этапу ее осуществления – стартап-компании, имеющие определенное рыночное положение, т. е. функционирующие определенный временной промежуток, «акулы бизнеса». При этом, технопарки не делят клиентов, исходя из их отношения к себе, психологических факторов, ценовой политики, восприятия новшеств, адаптации к ним.
- Реализация взаимодействия строго на договорной основе. Заключается договор на оказание консультационных услуг или сдачу помещений в аренду и т. д. По каждому направлению взаимодействия требуется заключение договора. При его отсутствии отношения теряют свою правовую силу и не обеспечивают соблюдения сторонами условий договорных отношений.
- Проведение анализа рынка инновационных продуктов и услуг составляет основу выбора клиентов и принятия решений об оказании им определенных услуг.
Важно отметит, что процесс взаимодействия с клиентами технопарка начинается с формирования ими пула бизнес-услуг. Он представляет собой совокупность услуг, оказываемых технопарком своим потенциальным клиентам. Пул формируется еще на этапе проектирования технопарка.
Формирование пула услуг, согласно мировой практики, осуществляется различными методами. Основными из них являются:
Классический метод, предполагающий классификацию бизнес-услуг по методу одного из первых и наиболее крупных научных и технологических парков Европы Технополиса (Финляндия), заслужившего мировую известность. Разделение реализуется в зависимости от ориентации на результативность текущей и перспективной деятельности на всех этапах ее жизненного цикла. Разделение услуг имеет следующий вид:
Рисунок 1. Разделение услуг. Автор24 — интернет-биржа студенческих работМетод разделения услуг согласно теории жизненного цикла. В данном случае все услуги делятся на услуги сопровождения бизнес-процессов на протяжении всего жизненного цикла разработки и создания инновационного продукта, услуги аренды различных помещений, оборудования и консультационные услуги, включающие документальное сопровождение деятельности.
Рисунок 2. Разделение услуг согласно теории жизненного цикла Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Анализ деятельности ведущих мировых технопарковых структур показывает, что на ранних стадиях их развития в основном отмечается арендная направленность оказываемых услуг технопарков. Что касается услуг сопровождения бизнеса, то они соответствуют уровню развития инфраструктуры, а услуги для развития бизнеса практически отсутствуют и оказываются исключительно в объемах, необходимых для обеспечения соответствия критериям технопарка (экспертиза проектов, поиск инвесторов, бизнес-инкубирование). На стадии зрелости большая часть бизнес-услуг оказывается силами персонала управляющей компании технопарковой структуры. Отмечается расширение пула услуг и, соответствующий рост доходов от их оказания. По ходу угасания деятельности технопарка сокращается и количество оказываемых им услуг. Многие услуги передаются на аутсорсинг, а иные, вообще подлежат исключению в силу своей низкой рентабельности.