Понятие инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент рассматривается как одна из разновидностей основного менеджмента. Объектом инновационного менеджмента являются инновации, а также деятельность по инновационному предпринимательству. Деятельность менеджера по инновациям сопряжена с управлением специфической сферой — инновациями. Инновации рассматриваются в современном разрезе как средства достижения максимальной экономической эффективности.
Сущность инновационного менеджмента
Его сущность заключается в следующих аспектах:
- Научный аспект инновационного менеджмента — управление инновациями рассматривается как искусство и наука
- Альтернативный аспект инновационного менеджмента — управление инновациями рассматривается как процесс управленческого решения, сопряженного с инновациями
- Аппаратный аспект инновационного менеджмента — управление инновациями подразумевает формирование среды управления.
Цель инновационного менеджмента
Цель инновационного менеджмента зависит от трех аспектов и выражается либо в успешном применении инновационных технологий, либо в разработке и успешном внедрении инновационного продукта.
В первом случае, если цель состоит в успешном использовании инновации, то задачами менеджера могут быть эффективная адаптация новшества и повышение конкурентоспособности предприятия.
Во втором случае, если фирма производит инновационный продукт, то задача эффективного менеджера быстро войти в бизнес пространство и занять наиболее выгодное положение.
Рассмотрим эту ситуацию на примере.
Предположим, что фирма использует инновации в оказании абонентских услуг по сбору и распределению показаний приборов учета. Применяет архитектуру «тонкого клиента» для того, чтобы сократить расходы на печать и доставку платежных документов. Абонент входит в систему через личный кабинет и отправляет показания.Эффективность данного способа очевидна, как и преимущества от его применения. Но, актуальна она только до тех пор, пока конкуренты не сформируют аналогичный механизм.
Предметные (основные) функции инновационного менеджмента
В качестве предметных функции инновационного менеджмента можно выделить следующие две группы:
- Функциональные (основные) сопряжены с базовым менеджментом и концентрируются на ключевых доминантах (постановка цели, планирование, организация, тестирование, мотивация, контроль)
- Периферийные (сопутствующие) сопряжены с дополнительными, поддерживающими функциями менеджмента (поддерживание, делегирование, коммуникация)
Две эти группы функции находятся в тесной взаимосвязи и не могут функционировать отдельно друг от друга.
Предположим, что руководитель решил перевести предприятие на электронный документооборот. Для этого было закуплено оборудование и программное обеспечение. Но, пользуясь только одной группой функции, нет возможности выполнить задачу целиком. Без коммуникации нет возможности общаться с сотрудником и объяснит ему как использовать программу. Но, без решения о переходе на электронный документооборот данная коммуникация не потребовалась бы совсем.
Опираясь на одну и другую группу функции, менеджер может принимать эффективные решения и управлять ими в зависимости о потребности предприятия и собственных предпочтений. Основные функции менеджмента накладываются и на инновационное управление. Инновационные проекты, как и другие проекты менеджера, требуют существенного внимания и контроля. Однако, схожесть с типовыми проектами управления, позволяет руководителю использовать стандартные инструменты.В настоящее время, это не только допустимо, но и обязательно при осуществлении управления.