Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогический инновационный менеджмент

Инновации в образовании: понятие и особенности

Сегодня вопросам инновационного развития уделяется повышенное внимание, причем затрагивает это практически все сферы жизни общества. Не является исключением и образование.

Определение 1

Инновации – это новшества, получившие производственное воплощение и коммерциализированные на рынке.

Инновации в образовании (педагогические инновации) е имеют столь однозначного определения. Чаще всего их принято рассматривать в следующих смыслах:

  • как процесс поиска идеальных педагогических методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и последующее творческое переосмысление;
  • как целенаправленное изменение в образовательном пространстве или образовательном процессе, привносящее стабильное новшество и улучшающее отдельные характеристики его частей, компонентов и образовательной системы в целом;
  • как процесс внедрения (освоения) новшеств в образовательном процессе (речь идет об использовании инновационных педагогических методов, методик, технологий и программ).

Педагогические инновации повышают качество образовательного процесса и положительно сказывают на формировании человеческого капитала страны. Основными факторами из распространения считаются социальные условия и личностные факторы.

Сущность, цели и задачи инновационного педагогического менеджмента

Сам по себе педагогический менеджмент представляет собой человекоцентрализованный вид управления воспитательным процессом. Его характерными чертами являются:

  • системность;
  • коллегиальность;
  • демократичность;
  • гибкость в подготовке, принятии и реализации управленческих решений.

Сегодня развитию педагогической деятельности присущи инновационные черты.

Под инновационным педагогическим менеджментом в общем смысле следует понимать совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной образовательной деятельностью, занятыми ею организационными структурами и их сотрудниками. В общем виде схема инновационного педагогического менеджмента представлена на рисунке 1.

Схема инновационного педагогического менеджмента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Схема инновационного педагогического менеджмента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Педагогический инновационный менеджмент» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, инновационный педагогический менеджмент тесно связан с цикличным выполнением ряда функций, для каждой из которых характерно решение определенных задач. На этапе планирования осуществляется составление плана реализации стратегии. Организация предполагает необходимость определения потребностей в необходимых для реализации инновационных педагогических технологий ресурсов. Мотивация ориентирована на обеспечение стимулирующих мер, побуждающих участников образовательного процесса к активной познавательной деятельности. Контроль сопряжен с сопоставлением полученных в ходе образовательного процесса результатов с запланированными. Также он предполагает необходимость корректировки действий и оценки реализованных инновационных инициатив.

Как процесс, инновационный педагогический менеджмент в условиях цикличности своего развития предполагает необходимость целеполагания, моделирования и осуществления новых идей, коррекции и рефлексии, их внедрения и распространения. Заканчивается цикл спадом и угасанием.

Основные задачи инновационного педагогического менеджмента сводятся к:

  • разработке учебных планов и программ инновационной деятельности образовательных учреждений;
  • обеспечению программ инновационной педагогической деятельности необходимыми финансовыми, материальными ресурсами и человеческими ресурсами;
  • проведению единой инновационной политики, включая координацию деятельности структурных подразделений;
  • созданию творческих целевых групп для комплексного решения инновационных проблем.

Инновационный педагогический менеджмент характеризуется наличием объекта и субъекта управленческого воздействия. В роли объекта в данном случае выступают участники образовательного пространства, а роли субъектов – проектировщики и реализаторы педагогической деятельности.

Особенности управления инновационной педагогической деятельностью

Поскольку сущность инновационного менеджмента сводится к управленческой деятельности с сфере инноваций, целесообразно более детально рассмотреть особенности управления и координации инновационной деятельности в области образования и педагогики.

Сегодня в образовательной среде основной акцент делается на управлении педагогическим процессом на научной основе. Особая роль при этом отводится пониманию его сложности, а также знанию закономерностей и механизмов педагогического развития, способствующих развитию личности. В то же время педагогическая деятельность неразрывно связана с развитием инновационных процессов, лежащих в основе развития систем управления.

Управление педагогическими инновациями представляет собой особый вид социального управления, обеспечивающий организованность и целеустремленность инновационных процессов в образовательной системе. Основные структурные компоненты такой управленческой деятельности представлены на рисунке 2.

Базовые компоненты управления педагогическими инновациями. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Базовые компоненты управления педагогическими инновациями. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первоочередная роль традиционно отводится постановке целей инновационного развития образовательной среды и формированию базовых инновационных идей. Управление нововведениями требует наличия банка инноваций (педагогических идей). Нередко его формируют в виде электронной картотеки, заводимой на каждое нововведение образовательного учреждения специальные карты. Наличие подобной картотеки позволяет руководителю образовательного учреждения квалифицированно осуществлять регулирование и коррекцию нововведений.

Вслед за планированием и принятием управленческих решений следует непосредственное их выполнение, то есть масштабирование и реализация педагогических инноваций.

Важная роль в управлении инновационной педагогической деятельностью отводится организации контроля за достигнутыми результатами. Его функции сводятся к аналитической, экспертной оценке достигнутых результатов воспитательной и учебной деятельности, констатации и оцениванию участников инновационного процесса и результатов управления инновациями, а также формированию каналов прямой и обратной связи с целью информирования и стимулирования участников инновационного процесса. Реализация каждой из этих функций сопряжена с необходимостью осуществления управленческих воздействий и внесения соответствующих корректив в деятельность педагогического коллектива и сам образовательный процесс.

Завершающим этапом управления инновационной педагогической деятельностью считается анализ достигнутых результатов.

Дата написания статьи: 24.08.2018
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot