Инновации в образовании: понятие и особенности
Сегодня вопросам инновационного развития уделяется повышенное внимание, причем затрагивает это практически все сферы жизни общества. Не является исключением и образование.
Инновации – это новшества, получившие производственное воплощение и коммерциализированные на рынке.
Инновации в образовании (педагогические инновации) е имеют столь однозначного определения. Чаще всего их принято рассматривать в следующих смыслах:
- как процесс поиска идеальных педагогических методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и последующее творческое переосмысление;
- как целенаправленное изменение в образовательном пространстве или образовательном процессе, привносящее стабильное новшество и улучшающее отдельные характеристики его частей, компонентов и образовательной системы в целом;
- как процесс внедрения (освоения) новшеств в образовательном процессе (речь идет об использовании инновационных педагогических методов, методик, технологий и программ).
Педагогические инновации повышают качество образовательного процесса и положительно сказывают на формировании человеческого капитала страны. Основными факторами из распространения считаются социальные условия и личностные факторы.
Сущность, цели и задачи инновационного педагогического менеджмента
Сам по себе педагогический менеджмент представляет собой человекоцентрализованный вид управления воспитательным процессом. Его характерными чертами являются:
- системность;
- коллегиальность;
- демократичность;
- гибкость в подготовке, принятии и реализации управленческих решений.
Сегодня развитию педагогической деятельности присущи инновационные черты.
Под инновационным педагогическим менеджментом в общем смысле следует понимать совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной образовательной деятельностью, занятыми ею организационными структурами и их сотрудниками. В общем виде схема инновационного педагогического менеджмента представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Схема инновационного педагогического менеджмента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, инновационный педагогический менеджмент тесно связан с цикличным выполнением ряда функций, для каждой из которых характерно решение определенных задач. На этапе планирования осуществляется составление плана реализации стратегии. Организация предполагает необходимость определения потребностей в необходимых для реализации инновационных педагогических технологий ресурсов. Мотивация ориентирована на обеспечение стимулирующих мер, побуждающих участников образовательного процесса к активной познавательной деятельности. Контроль сопряжен с сопоставлением полученных в ходе образовательного процесса результатов с запланированными. Также он предполагает необходимость корректировки действий и оценки реализованных инновационных инициатив.
Как процесс, инновационный педагогический менеджмент в условиях цикличности своего развития предполагает необходимость целеполагания, моделирования и осуществления новых идей, коррекции и рефлексии, их внедрения и распространения. Заканчивается цикл спадом и угасанием.
Основные задачи инновационного педагогического менеджмента сводятся к:
- разработке учебных планов и программ инновационной деятельности образовательных учреждений;
- обеспечению программ инновационной педагогической деятельности необходимыми финансовыми, материальными ресурсами и человеческими ресурсами;
- проведению единой инновационной политики, включая координацию деятельности структурных подразделений;
- созданию творческих целевых групп для комплексного решения инновационных проблем.
Инновационный педагогический менеджмент характеризуется наличием объекта и субъекта управленческого воздействия. В роли объекта в данном случае выступают участники образовательного пространства, а роли субъектов – проектировщики и реализаторы педагогической деятельности.
Особенности управления инновационной педагогической деятельностью
Поскольку сущность инновационного менеджмента сводится к управленческой деятельности с сфере инноваций, целесообразно более детально рассмотреть особенности управления и координации инновационной деятельности в области образования и педагогики.
Сегодня в образовательной среде основной акцент делается на управлении педагогическим процессом на научной основе. Особая роль при этом отводится пониманию его сложности, а также знанию закономерностей и механизмов педагогического развития, способствующих развитию личности. В то же время педагогическая деятельность неразрывно связана с развитием инновационных процессов, лежащих в основе развития систем управления.
Управление педагогическими инновациями представляет собой особый вид социального управления, обеспечивающий организованность и целеустремленность инновационных процессов в образовательной системе. Основные структурные компоненты такой управленческой деятельности представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Базовые компоненты управления педагогическими инновациями. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первоочередная роль традиционно отводится постановке целей инновационного развития образовательной среды и формированию базовых инновационных идей. Управление нововведениями требует наличия банка инноваций (педагогических идей). Нередко его формируют в виде электронной картотеки, заводимой на каждое нововведение образовательного учреждения специальные карты. Наличие подобной картотеки позволяет руководителю образовательного учреждения квалифицированно осуществлять регулирование и коррекцию нововведений.
Вслед за планированием и принятием управленческих решений следует непосредственное их выполнение, то есть масштабирование и реализация педагогических инноваций.
Важная роль в управлении инновационной педагогической деятельностью отводится организации контроля за достигнутыми результатами. Его функции сводятся к аналитической, экспертной оценке достигнутых результатов воспитательной и учебной деятельности, констатации и оцениванию участников инновационного процесса и результатов управления инновациями, а также формированию каналов прямой и обратной связи с целью информирования и стимулирования участников инновационного процесса. Реализация каждой из этих функций сопряжена с необходимостью осуществления управленческих воздействий и внесения соответствующих корректив в деятельность педагогического коллектива и сам образовательный процесс.
Завершающим этапом управления инновационной педагогической деятельностью считается анализ достигнутых результатов.