Организация - это объединение совместно работающих людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения определенных общих целей.
Эффективность деятельности организации определяется используемой моделью организации и координации ее деятельности. Выделяют различные виды данных моделей. В западной практике преобладают четыре основных типа моделей:
- Бюрократическая модель организации.
- Неоклассическая модель организации.
- Профессиональная модель организации.
- Современная модель организации.
Модели организаций по А. И. Пригожину
Исследования Пригожина А.И. опирались на труды иностранных экономистов, которые касались рассмотрения различных моделей организации. Перечень моделей, предложенных Пригожиным, является более широким, нежели у зарубежных авторов. Им были выделены следующие типы моделей организации:
- Механическая модель. Она опирается на глубокое разделение труда в сфере управления. Предполагает четкость постановки задач, распределения функционального назначения составных компонентов и распределения полномочий и ответственности. Такая организация функционирует довольно четко, без сбоев, но в системе управления отсутствуют механизмы мотивации деятельности персонала, ориентированные на повышение ее эффективности, рост производительности труда.
- Общинная модель. Организация рассматривается в качестве общины, т. е. совокупности взаимодействующих объектов управления, которыми управляет одно лицо. Деятельность базируется на принципах единства, взаимодействия, общности. Проблемы имеют общее решение и досуговое время имеет совместное прохождение. Здесь преобладает использование механизмов мотивации деятельности.
- Социотехническая модель. Она связана с единением технологических и социальных аспектов (например, венчур). Любые обновления в такой организации, в ее финансово-хозяйственной деятельности производятся в опоре на социальные преобразования. Меняющиеся социальные потребности, также, являются фактором внедрения новшеств.
- Системная модель. Организация рассматривается в качестве системного процесса, включая совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, управлять которой требуется, исходя их данных связей и отношений. Не производится учет широкого спектра несистемных факторов, связанных с поведением сотрудников, мотивацией специалистов. Но системные факторы учитываются в полной мере.
- Органическая модель. В данном случае организация рассматривается в качестве организма, составными компонентами которого являются все его процессы, которые требуют построения уравновешенной работы.
- Бюрократическая модель. Она опирается на рационализацию поведения работников и организации в целом. Для этого формируются корпоративные стандарты, принципы построения процессов, формируется корпоративная культура.
- Естественная модель. Она предполагает рассмотрение организации в качестве естественного процесса, последовательности естественного развития, в соответствии с законами природы и условиями социального развития. Реакция на внешние факторы воздействия является стимулом к развитию и совершенствованию.
- Политическая модель. Она связана с организацией системы управления в опоре на принципы вертикального и горизонтального управления, проведения переговоров и выработку согласованных действий.
- Деловая модель. Она предполагает рассмотрение организации в качестве дела, которое требует управления и качественной организации. Все процессы строятся по цепи взаимодействия в ориентации на достижение целей «дела».
Неоклассическая модель организации
Неоклассическая модель - это модель организации, построенная с учетом возможностей человека.
Она была разработана на основе положений классической школы, проповедующей сугубо механистический и обезличенный подход, но основное внимание в ней уделялось уже не рациональному подходу традиционной теории организации, а бихевиористской концепции, которая рассматривала человека таким, каков он есть. В результате организация рассматривается в качестве структуры, эффективность действия которой опирается на систему взаимоотношений людей, ее составляющих.
Основные положения неоклассической модели организации были сведены к тому, что неформальные организации развиваются вследствие определенных общественных потребностей - потребностей людей в общении и объединении с другими людьми - и что такие неформальные организации оказывают существенное влияние на поведение всей организации в целом.
Функционирование организации согласно неоклассической модели реализуется по следующим принципам:
- Принцип широты принятия решений. Он означает, что в процессе управления принимает участие весь персонал и решения принимаются всеми, а не только узким кругом управленцев.
- Принцип группового взаимодействия. Он предполагает, что управление имеет групповой характер. Отдельный индивид не может эффективно управлять организацией.
- Принцип доверия. Он означает установления в системе управления, во взаимодействии руководящего состава организации с ее сотрудниками доверительных отношений, наличия обратной связи.
- Принцип роли руководителя в качестве посредника. Он предстает организатором групповых связей и взаимоотношений.
- Принцип ответственности. Означает повышение ответственности каждого сотрудника организации в достижении поставленных целей и задач.
Огромный вклад в неоклассическую теорию фирмы внесла Джоан Робинсон. Ею рассматривается вариативность поведения организации. Кроме того, теория организации дополняется новыми чертами: фирма теперь - это не только производящий агент, действующий по своим правилам, но и потребляющий агент, поведение которого можно проанализировать.