Организация как функция инновационного менеджмента
Организация – это функция управления, которая вытекает из планирования и направлена на распределение задач, видов деятельности, операций между отдельными субъектами – сотрудниками, отделами, подразделениями, включая распределение полномочий с адекватной ответственностью и распределение ресурсов по всей организации для достижения общих целей.
Также, организация является способом установления взаимодействия между различными объектами или субъектами, объединением лиц для осуществления деятельности конкретного вида.
Будучи функцией управления организация обеспечивает формирование структуры деятельности в целях организации эффективного сотрудничества и ориентации на достижение поставленных целей.
Процесс организации деятельности в системе менеджмента включает:
- разработку структуры организации в зависимости от параметров и направления ее деятельности, наличия материального оснащения, используемой техники и технологий, работающих специалистов и т.д.;
- определение параметров функционирования всех элементов, входящих в состав организации. Определяются режимы работы, формируется ее регламент, устанавливаются отношения между отдельными компонентами, утверждается порядок их взаимодействия;
- ресурсное обеспечение деятельности. Собираются трудовые ресурсы, финансовые, технические, информационные. Должно быть их достаточное количество для достижения целевых ориентиров деятельности;
- обеспечение соответствия существующей системы новым целям, установленным в плановых заданиях. Если такого соответствия нет, то при помощи функции организации создаются новые системы или реорганизуются старые в целях придания им качеств, необходимых для достижения поставленных целей;
- обеспечение высокой оперативности реагирования на показатели внешней среды;
- утверждение регламента деятельности. Все компоненты деятельности должны функционировать придерживаясь определенного регламента: правил, инструкций, норм деятельности.
Инновационное управление предполагает разработку новых подходов к организации деятельности, новых способов организации, методов объединения людей и процессов, которые осуществляют совместные разработки инновационных проектов.
Главной задачей организации как функции инновационного менеджмента является формирование организационных структур для внедрения инноваций, обеспечение всеми видами ресурсов с целью реализации стратегии инновационного развития предприятия и выполнения деятельности по рациональному распределению материальных, энергетических, информационно-коммуникационных потоков между исполнителями.
Организация предполагает и рост научно-технического оснащения деятельности, и внедрение новых технологий деятельности, и повышение организационного уровня производства, и сбыта, и совершенствование кадровой политики, и иных направлений деятельности хозяйствующего субъекта.
Принципы инновационного управления в отношении воздействия на организационные аспекты
Поскольку, организация выступает одной из ведущих функций инновационного менеджмента, то осуществление инновационного управления организационными аспектами деятельности имеет свою специфику. Оно опирается на следующие принципы:
- Принцип соотношения со стратегией. Он предполагает связь инновационных организационных разработок со стратегией развития хозяйствующего субъекта и целевыми ориентирами его оперативной деятельности.
- Принцип разделения труда. Организация деятельности, особенно инновационной, протекает куда эффективнее при детализации полномочий персонала, разделении обязанностей и ответственности за выполнение разнородных операций.
- Принцип координации деятельности. Координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, определение ролей, распределение обязанностей и ответственности. Иными словами, осуществляется четкое распределение выполняемых операций и реализуется слаженная работа. Каждый сотрудник, независимо от его должности и опыта, четко знает операции, которые должен выполнить, сроки их исполнения и руководителя, которому он подчиняется и отчитывается о проделанной работе.
- Принцип единых целевых ориентиров. Деятельность распределяется, детализируется, но каждый отдел, каждое подразделение, каждый сотрудник действует в ориентации на достижение единой цели. Цели и задачи деятельности разных подразделений и работников не должны противоречить общим целям организации;
- Принцип нормированности управления. Осуществляется распределение персонала между менеджерами т.е. определяется оптимальное количество сотрудников, деятельность которых может координироваться и контролироваться одним руководителем.
Подходы к распределению управленческих полномочий
В ходе управленческой деятельности руководителю приходится расщеплять свои полномочия на общие и специальные и распределять специальные полномочия среди сотрудников, находящихся в подчинении. Это дает возможность, с одной стороны, сконцентрироваться на основных проблемах, а с другой - приблизить принятие решений к месту их реализации.
Распределение управленческих полномочий в организации может осуществляться на основе применения одного из двух подходов:
- Разделение полномочий и единоначалие. Данный подход ориентирован на передачу части полномочий руководства подчиненным с предоставлением свободы их реализации и наложением ответственности за качественное и своевременное их выполнение. Данный подход обеспечивает рост инициативности персонала и активизацию их творческого подхода к решению стандартных задач.
- Поглощение полномочий и множественное подчинение. Суть данного подхода заключается в том, что руководитель (обычно являющийся собственником), передавая подчиненному полномочия, одновременно полностью сохраняет их за собой т.е. полноты делегирования полномочий не реализуется. Осуществляется вмешательство в работу персонала, полнота контроля и координации их деятельности. Это позволяет ему в любой момент вмешиваться в действия сотрудников всех нижестоящих уровней, что в первом случае считается недопустимым. Распределение полномочий происходит сверху вниз по уровням управления. В данном случае, редко, удается достичь равномерного распределения полномочий.
В инновационном менеджменте, как правило, применяется первый подход. Он является наиболее современным и эффективным в отношении реализации инновационного управления организационными процессами.