Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.
Понятие инновации
Инновация - превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощенный в новых продуктах и технологиях.
Классификация инноваций
-
По потенциалу изменений:
- базисные инновации формируют новые отрасли, выпуск новой, ранее не производимой продукции/технологии;
- модернизирующие инновации изменяют отдельные характеристики уже выпускаемой продукции/технологии;
- модифицирующие инновации или псевдоинновации несут за собой изменение внешнего вида либо незначительные модификации существующей продукции.
-
По параметрам технологии:
- инновация-продукт подразумевает проработку и производство технологически новых продуктов и продуктов с улучшенными характеристиками;
- инновация-процесс подразумевает проработку и производство технологически новых или значительно усовершенствованных в технологическом плане производственных методов.
-
По содержанию:
- организационные – это инновации в виде применения новых методов управления бизнесом, более эффективной организации рабочих мест или внешних связей;
- маркетинговые – разработка и применение абсолютно новых или значительно улучшенных методов маркетинга, например: инновационный дизайн и упаковка продуктов, новые методы продвижения и продаж и т.д.;
- социальные – направленные на изменение социальных процессов отдельно взятой организации или целой страны;
- технологические – инновации по разработке и внедрению новых технологий в процессы, продукты, услуги, а также большой объем технологических улучшений в процессах, продуктах и услугах.
-
По месту в производственном процессе:
- входные инновации обеспечивают обновление процессов материально-технического обеспечения производства;
- выходные инновации обеспечивают нововведения в различных бизнес-процессах по сбыту готовой продукции;
- инновации системной структуры, к которым относятся разного рода (продуктовые и процессные) нововведения, реализуемые на предприятии.
-
По причинам возникновения:
- реактивные, которые возникают только после нововведений конкурентов, как ответная реакция;
- стратегические, которые внедряются на основании долгосрочного планирования с целью обладания лидерством на рынке.
-
По характеру удовлетворяемых потребностей:
- инновации с ориентацией на потребности, которые уже существуют. Риск таких нововведений небольшой, так как ситуация со спросом и предложением на рынке известна;
- инновации, формирующие новые потребности. Очень высокий риск, так как рынка на момент выхода инновации не существует. Но, в случае успеха и правильного предвидения рынка, данный вид инновации дает огромные дивиденды на большой срок. Яркий пример - Apple.
-
По степени территориальной новизны:
- инновации мирового масштаба, когда внедряемая новинка не имеет аналогов в мире;
- инновации масштаба отрасли или страны, когда уже известное где-то в мире новшество осваивается конкретной страной или отраслью, где ранее оно не применялось;
- инновации для отдельно взятого предприятия, когда новшество внедряется только на одном предприятии, на котором оно ранее не использовалось.
Инновационный процесс – определение, классификация, этапы
Инновационный процесс — это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации.
Классификация инновационных процессов
- внутриорганизационный (натуральный) – новшество используется внутри организации;
- межорганизационный (товарный) – новшество используется как объект купли продажи;
- расширенный – новшество копируется и распространяется другими производителями.
Этапы инновационного процесса
- Фундаментальное исследование, направленное на получение новых научных знаний и существенных закономерностей.
- Прикладные исследования, направленные на поиск способов практической реализации результатов фундаментальных исследований.
- Опытно-конструкторские работы это этап, когда на основании двух предыдущих этапов исследований создаются и испытываются опытные образцы инноваций.
- На этапе освоения новшества производство готовится к серийному выпуску изделия.
- Этап промышленного производства запускает изделие в серию.
- Маркетинг и сбыт обеспечивают продвижение и реализацию изделия на рынке.
- Диффузия – дальнейшее распространение уже готовой инновации в новых условиях или местах применения – появление большого числа изделий-имитаторов, инновация перестает быть инновацией.