Правовой статус ноу-хау
Ноу-хау – это объект интеллектуальной собственности, имеющий вид секрета производства и. обеспечивающий коммерческую деятельность определенными преимуществами.
Ноу-хау выступает своеобразной коммерческой тайной. В состав ноу-хау могут входить любые сведения, касающиеся производственной, управленческой, маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта. Они не подлежат обязательному правовому оформлению и имеют ценность только при сохранении данных в секрете от сторонних лиц. Раскрытие секретов производства ведет к утрате коммерческой ценности ноу-хау и неактуальности дальнейшего использования данных способов производства, технологий, организации управления в качестве конкурентных преимуществ.
В целях гармонизации отечественной нормативно-правовой базы праву иностранных государств (в том числе и для защиты отечественных обладателей секретов производства) было введено такое дополнительное обозначение к термину секрет производства - ноу-хау.
Защита секретов производства прописана в статье 75 ГК РФ. Правовая охрана секрета производства состоит в том, что секрет производства признается законодательством самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности, что обеспечивает его владельцу право его практического применения и распоряжения по своему усмотрению, любым не противоречащим закону способом, в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений. Защита связана с неразглашением секретов производства и привлечением к ответственности лиц, которые разгласили данный секрет. Здесь важен такой аспект, что защита ноу-хау действует только в период сохранения конфиденциальности данных. Если конфиденциальность нарушается, то и правовая защита теряет свою актуальность.
К данным, относящимся к секретам производства, могут быть отнесены следующие сведения:
- сведения о результатах научных исследований;
- техническая и технологическая документация;
- результаты опытов и испытаний;
- методики деятельности;
- прогнозы рыночной динамики;
- тенденции развития техники и технологий;
- данные о деятельности контрагентов;
- данные переговоров, заключенных контрактов;
- подходы и методологии управления.
Этот перечень не является полным. Ноу-хау могут включать и иные данные, касающиеся коммерческой деятельности, в зависимости от особенностей ее реализации и ориентиров.
Как правило, ноу-хау приобретают статус коммерческой тайны. Это позволяет сохранить конфиденциальность сведений и обеспечить возможности привлечения к ответственности за их разглашение.
Данные коммерческой тайны шире ноу-хау. Ноу хау включает ценные сведения, касающиеся результатов интеллектуальной деятельности, а к коммерческой тайне относится любая информация, доступ к которой ограничен. Если ноу-хау обязательно имеет отношение к научно-технической сфере, новым открытиям и разработкам, т.е. является результатом интеллектуальной деятельности и объектом интеллектуальной собственности, то коммерческая тайна может касаться любых сведений и не всегда обеспечивает возможности применения этой информации для получения выгод, коммерческих преимуществ. Ноу хау тем и отличается от коммерческой тайны, что дает возможности выгодного применения конфиденциальных данных в хозяйственном процессе.
Преимущества ноу-хау
Оформление ноу-хау не имеет обязательного характера. Закон не обязует оформлять ноу-хау. Это делается по усмотрению правообладателя, исходя из его ориентиров развития.
При этом оформление ноу-хау обеспечивает:
- Предоставление возможностей реализации секретов производства третьим лицам.
- Выдачу лицензий на право применения секретов производства, т.е. можно продавать секретные сведения, получая за эти данные дополнительные выгоды.
- Возможности внесения ноу-хау в качестве вклада в фонд других организаций для реализации совместной коммерческой деятельности.
- Получение правовой защиты секретов производства и конфиденциальных данных. Это позволяет получить компенсацию убытков с человека, который недобросовестно использовал ноу-хау, привлечь его к ответственности за разглашение секретной информации.
Стоит обратить внимание и на то, что ноу-хау позволяет сохранить монополию на секреты производства на длительный период, тогда как изобретение перейдет в общественное достояние через 20 лет. Причем не с даты получения патента, а со времени подачи заявки в патентное ведомство. В качестве ноу-хау могут быть использованы компоненты приготовления напитков, изделий, применяемые технологии приготовления пищи и т. д. Это позволяет ряду компаний функционировать на рынке долгие годы, наращивая обороты деятельности, расширяя ее масштабы и рынки сбыта.
Недостатки ноу-хау
Что касается отрицательных аспектов правовой защиты секретов производства, то тут стоит обратить внимание на конфиденциальность данных. Сохранение секретов производство довольно непростое дело, в силу его связи с людьми. Сотрудники компании могут разгласить коммерческую тайну, даже, несмотря на подписанные документы о сохранности коммерческой тайны. Это приведет к отсутствию коммерческой ценности сведений и потери актуальности их дальнейшего практического применения.
Также, правовая защита ноу-хау сводится лишь к возмещению убытков в результате разглашения конфиденциальных сведений. При этом отсутствуют механизмы правового пресечения нарушения прав на ноу-хау и предотвращения нарушения данных прав.
Кроме того, на ноу-хау нет правовой монополии. То есть любой может сам создать или получить от третьих лиц такой же объект и использовать его.
Таким образом, защита ноу-хау является довольно проблематичным процессом. Защита конфиденциальных данных является необходимым и значимым процессом. Сохранность секретов производства составляет основу эффективности ведения финансово-хозяйственной деятельности и получения конкурентных преимуществ.