Понятие и структура нематериальных активов предприятия
Нематериальные активы (НМА) – это часть активов хозяйствующего субъекта, имеющая форму информационных ресурсов, ориентированных на применение в хозяйственной деятельности в целях получения определенной экономической выгоды.
Нематериальные активы, как правило, являются объектами интеллектуальной собственности, что означает наличие у них правовой защиты. НМА защищаются охранными документами.
Наличие нематериальных активов в структуре баланса хозяйствующего субъекта, обеспечивает ему получение конкурентных преимуществ в том или ином виде деятельности.
Характерными чертами нематериальных активов являются:
- отсутствие материально-вещественной формы;
- принадлежность к информационным ресурсам;
- результаты интеллектуальной деятельности;
- наличие возможности отделения данных объектов от иного имущества хозяйствующего субъекта;
- практическое применение в хозяйственной деятельности организации;
- длительность применение в производственных, управленческих и иных процессах;
- способность принесения экономических выгод от использования;
- низкая вероятность перепродажи данных объектов;
- документальное подтверждение наличия данных объектов и прав на них;
- правовая охрана нематериальных активов.
В структуру нематериальных активов входят патенты, авторские права, ноу-хау, товарные знаки, сертификаты, лицензии.
Деловая репутация хозяйствующего субъекта, также, входит в состав НМА. Она появляется у предприятия только в том случае, если им была совершена покупка другого предприятия. Деловая репутация может определяться в виде разницы между покупной ценой приобретенного предприятия и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех его активов и обязательств.
Рисунок 1. Нематериальные активы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Использование НМА в хозяйственной практике имеет довольно много преимуществ.
Интеллектуальные продукты и знания могут выступать как средством осуществления бизнеса, так и результатом, коммерческим продуктом деятельности фирмы. Некоторые неосязаемые активы, к примеру, технологии, ноу-хау, информация, также как и физические, могут быть приобретены путем их купли-продажи, сданы в аренду, вложены в уставный капитал, переданы безвозмездно, однако к их числу нельзя отнести такие элементы, как имидж или организационную культуру предприятия. Но данные активы иногда в большей степени влияют на уровень прибавочной стоимости, нежели материальные активы.
Интересен тот факт, что НМА могут быть собственностью не только конкретного хозяйствующего субъекта, а его отдельных сотрудников. Это могут быть как штатные сотрудники, так и привлекаемые со стороны – работающие на аутсорсинге. Этот обусловлено тем, что права собственности на интеллектуальные объекты неотделимы от правообладателя. В результате, они могут использоваться в деятельности хозяйствующего субъекта на определенных условиях, но не входят в состав его ресурсов, т. е. не являются его собственностью.
Инновационный потенциал нематериальных активов
Нематериальные активы применяются в хозяйственной практике в ориентации на получение различных экономических выгод. Естественно, наиболее значимой выгодой является максимизация прибыли. Этого можно достичь за счет внедрения инновационных методов управления, технологий производства, разработки инновационных продуктов. Иными словами, рост и развитие хозяйствующего субъекта определяются внедрением инноваций в его деятельность. Инновации составляют основу максимизации прибыли. Именно за счет объектов интеллектуальной собственности открываются возможности инновационного развития хозяйствующего субъекта.
Если рассматривать НМА с позиции роста экономической эффективности деятельности организации, то всю их совокупность можно распределить по трем группам:
- Системообразующие НМА. Они представляют собой объекты, которые утверждают право собственности на интеллектуальные объекты. Они подтверждают получение квот, лицензий, дотаций, льгот, сертификатов, доменные имена в Интернете и т. д.
- Системоразвивающие НМА. Такие объекты связаны с проведением на предприятии инновационных исследований и разработок, патентованием технологий, наличием секретов производства, применением инновационных подходов в организационной и управленческой деятельности, использованием современных финансовых инструментов.
- Результирующие НМА. Такие НМА отражают результаты использования в хозяйственной практике инноваций, за счет применения объектов интеллектуальной собственности. Это может быть завоевание репутации в сфере бизнеса, формирование узнаваемого бренда, регистрация торговых марок и др.
Стоит отметить, что эффективная роль нематериального актива в результатах деятельности хозяйствующих субъектов проявляется только в комплексном использовании всех активов компании. Нематериальные активы не способны принести выгоду, если будут использованы обособленно. Их ценность состоит в стимулировании инновационной активности организации, расширении инновационного опыта деятельности. Данные активы могут применяться только во взаимодействии с материальными активами, в общей ориентации на максимизацию положительного эффекта хозяйственной деятельности.
В ходе практического использования нематериальные активы могут не только обеспечивать прирост полезного эффекта, но и сами повышать свою ценность. Они не подвержены износу. Но рост доходности компании за счет их применения не может быть реализован сразу.
Наличие у хозяйствующего субъекта НМА обеспечивает ему укрепление позиций в конкурентной рыночной борьбе.
В настоящее время происходит трансформация научных знаний, их укрупнение. Необходимость расширения границ инновационной экономики предопределяется ее более эффективным функционированием в глобальном пространстве, что способствует развитию принципиально новых подходов к международному сотрудничеству стран. Нематериальные активы становятся важным элементом реализации данного сотрудничества.
Рисунок 2. Значимость материальных и нематериальных активов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ