Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методологические основы формирования и виды инновационных стратегий

Методические основы разработки инновационной стратегии

Инновационная стратегия – это направление внедрения новшества, включающее определенные способы инновационного развития, ориентиры технологического развития и достижения определенных целей внедрения инноваций в конкретную сферу деятельности.

Разработка инновационной стратегии зависит от воздействия ряда факторов. Каждый из них играет определенную роль в осуществление направлений инновационного развития и их результативности.

В основе разработки инновационной стратегии лежит принцип комплексности. Он означает учет всех факторов воздействия, осуществление расчета различных показателей эффективности инноваций, инновационных разработок и применение различных методик разработки стратегии. Возможна, даже, разработка собственного метода, который базируется на совокупности черт нескольких методик.

Основными факторами, от которых зависит выбор инновационной стратегии, являются:

  1. Инвестиционный потенциал конкретной организации, отрасли, региона или национального хозяйства в целом.
  2. Положение на отдельно взятом рынке. Оцениваются рыночные позиции, конкурентные преимущества, возможности занятия лидирующих позиций на рынке, выхода на определенный уровень, занятие конкретной рыночной ниши и продвижение в ее рамках.
  3. Специфика инновационных ориентиров развития. Здесь рассматривается создание нового продукта или разработка новой технологии, усовершенствование или модификация существующего продукта, разработка новых подходов в управлении, маркетинге и т. д.
  4. Маркетинговый потенциал хозяйствующего субъекта. Он отражает возможности продвижения нового продукта или услуги.
  5. Динамика спроса потребителей и их покупательская способность.
  6. Уровень инновационного риска. Он является уникальным для каждого конкретного хозяйствующего субъекта. Риски от конкретной инновационной стратегии для одной компании приемлемы, в то же время для другого предприятия недопустимы.
«Методологические основы формирования и виды инновационных стратегий» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методология разработки инновационной стратегии включает в себя и наличие алгоритма действий. Этот алгоритм представляет собой последовательность шагов, этапов, операций.

Этапы разработки инновационной стратегии

Разработка инновационной стратегии включает в себя следующую последовательность действий:

  1. Определение сроков реализации стратегии. Определяется период, в течение которого будет реализовываться данная стратегия. Период должен отвечать актуальности данной стратегии, ее применения.
  2. Проведение анализа внешней среды. Здесь, проводится оценка воздействия различных условий, показателей внешнего окружения. Анализ включает и изучение конкурентов, их стратегий и ориентиров развития, а также, прогнозов макроэкономической динамики.
  3. Проведение SWOT-анализа. Он ориентирован на выявление положительных и отрицательных факторов, возможностей и угроз развития конкретного субъекта, который разрабатывает инновационную стратегию.
  4. Проведение комплексной оценки стратегической инновационной позиции конкретного субъекта экономики. Она предполагает выявление реальных возможностей инновационного развития и определение его перспектив. Здесь, проводится анализ жизненного цикла, определяется ресурсная обеспеченность, возможности использования определенных ресурсов и т. д.
  5. Постановка целевых ориентиров инновационного развития. На основании цели разрабатываются и тактические мероприятия, т. е. определяются задачи инновационного развития. Целевые ориентиры требуют четкости и конкретизации.
  6. Формирование нормативной базы инновационной стратегии.
  7. Принятие стратегических инновационных решений. На этом этапе, исходя из целей и целевых стратегических нормативов инвестиционной деятельности, определяются главные стратегии инвестиционного развития предприятия в разрезе отдельных областей.
  8. Оценка эффективности разработанной стратегии. Она реализуется на основании конкретных показателей, которые носят исключительный характер для каждого хозяйствующего субъекта, т. е. разрабатываются им, исходя из особенностей деятельности и ее инновационных параметров.
  9. Создание условия для реализации стратегии. Здесь, предполагается разработка инновационной инфраструктуры и адаптация условий, в которых она будет реализовываться к ее ориентирам.
  10. Контрольные мероприятия по реализации стратегии. Разрабатывается система контроллинга практического воплощения стратегических ориентиров.

Разновидности инновационных стратегий

Выделяют следующие виды инновационных стратегий:

  1. Оборонительная или защитная инновационная стратегия. Она ориентирована на снижение рисков при реализации конкретного инновационного проекта. Актуальна для применения на небольших предприятиях, которые не имеют весомой роли на рынке и не обладают большими ресурсными возможностями.
  2. Наступательная стратегия. Она связана с выбором методов конкурентной борьбы за счет вывода на рынок нового продукта или услуги. Стратегия предполагает крупные капитальные вложения. Актуальна в применении в случаях наличия ресурсов, возможностей поиска источников финансирования проекта. Она сопряжена с большими рисками, в то же время обеспечивает наибольшую отдачу от вложений. Применяется, как правило, крупными корпорациями. Иногда используется небольшими фирмами при выходе на рынок и стремлении занять устойчивые позиции в его рамках.
  3. Промежуточная стратегия. Этот вид стратегии основывается на отказе некоторых фирм от конкуренции с большими компаниями в выпуске определенного вида продукции. Они ориентируются на определенный круг потребителей инновационной продукции.
  4. Разбойничья стратегию. Она предполагает создание уникального торгового предложения т.е. выхода на рынок с абсолютно новым продуктом или уникальной услугой. Использование стратегии позволяет нарушить рыночные позиции продавцов, приводит к обрушению рынка существующих товаров. Актуальна для организаций, которые стремятся к завоеванию новых рыночных ниш.
  5. Имитационная стратегия. Она опирается на применение чужих разработок, выпуск продукции, сходной по свойствам с определенной инновационной, которая уже имеется на рынке. Происходит доработка идей, дополнение существующих разработок.
  6. Поглощающая стратегия. Она предполагает поглощение компаний, которые владеют определенными технологиями и разработками инновационного характера. Как правила происходит поглощение крупными компаниями мелких, которые не имеют ресурсов для воплощения своих разработок.
Дата написания статьи: 01.01.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot