M&A (Mergers & Acquisitions) – это процесс слияние и поглощения компаний, ориентированный на оптимизацию бизнес процессов, изменение стратегических ориентиров деятельности в конкретный временной период.
Целевые ориентиры M&A
При том, что процесс слияния и поглощения рассматривается в единстве, все же он состоит из двух видов объединений:
- Слияния предполагают объединение активов двух различных компаний, которые могут сохранить свои ориентиры деятельности после объединения, а могут и не сохранять их, взяв на себя новые обязательства.
- Поглощения связаны с полным контролем одним хозяйствующим субъектом деятельности другого, т. е. происходит ликвидация подконтрольного хозяйствующего субъекта и его вхождение в структуру деятельности «поглотителя».
В любом случае, процесс и слияния и поглощения является способом экономического оздоровления деятельности. Он ориентирован на минимизацию рисков деятельности, повышение финансовых возможностей и стабилизацию финансовых показателей деятельности хозяйствующего субъекта. Однако, помимо экономического оздоровления деятельности, процессы M&A могут преследовать и иные цели. К ним относятся:
- Синергетический эффект. Такой эффект связан с капитализацией, поскольку, обеспечивает рост стоимости нового хозяйствующего субъекта, за счет объединения активов разных компаний. Новая компания имеет больше ресурсов для реализации деятельности конкретного вида или разных направлений деятельности, а может обеспечить себе сокращение расходов или рост доходов, конкурентных преимуществ и т. д., что обеспечит рост прибыли.
- Более быстрый рост бизнеса. Он достигается за счет расширения клиентов. Точек сбыта продукции, видов деятельности, получения конкурентных преимуществ и иных выгод, связанных с объединением компаний. Обычно это происходит в зрелых отраслях, когда быстрого роста бизнеса уже достичь сложно и необходимо объединение компаний разных сфер и направлений деятельности.
- Расширение рыночных возможностей и рост рыночного влияния. Поскольку, за счет объединения компаний происходит рост доли на рынке, то это ведет к увеличению влияния компании на рынке. Она обеспечивает себе больше различного вида возможностей для развития.
- Получение доступа к уникальным возможностям. Это касается и инновационного развития, получения доступа к ресурсам, возможностей проведения научных исследований и реализации технологических разработок.
- Диверсификация бизнеса. Данная выгода актуальна в большей степени для управленческого состава, нежели для собственников бизнеса., поскольку, процессы диверсификации могут быть реализованы собственниками без процессов слияния и поглощения, а путем покупки акций компаний за счет чистой прибыли и иных средств.
- Рост показателя EPS (величины прибыли на акцию). Данный эффект реализуется посредством поглощения компанией с большей величиной прибыли на акцию, компанией с меньшей величиной. Компания, которую поглотили, получает выгоду.
- Получение налоговых преимуществ. Здесь, реализуется эффект за счет оптимизации налоговой нагрузки, компаниями, имеющими разную их величину. Налоговые убытки одной организации обеспечивают снижение налоговых обязательств другой в случае их интеграции.
- Международные ориентиры развития. Слияния и поглощения могут быть следствием ориентации деятельности на глобальный, мировой уровень.
Положительные и отрицательные стороны M&A
Процессы слияний и поглощений, при их ориентации на экономическое оздоровление, не всегда носят положительный характер. Часто, они сопряжены с рядом негативных черт. Это происходит в процессах поглощения. Поглощение не всегда бывает дружественным. Оно может быть реализовано принудительно и являться нежелательным процессом для одной из организаций сделки. Рассмотрим, положительные и отрицательные аспекты M&A.
Положительными сторонами сделок M&A являются:
- ликвидация конкурентного противостояния за счет приобретения компании-конкурента, т. е. слияния с ней;
- расширение экономических возможностей деятельности, ее финансового обеспечения за счет объединения активов;
- расширение управленческого аппарата и управленческих возможностей: совместное достижение того, чего нереально достичь по отдельности;
- расширение клиентской базы и объемов реализации по общим каналам продаж;
- продажа компанией своей доли может помочь получить средства, которые затем пойдут на развитие бизнеса, т.е. обеспечивается возрождение убыточной компании;
- рост территориального охвата деятельности;
- рост капитальных ресурсов в результате слияния;
- изменение географии деятельности: доступ на новые рынки, новые территории.
Но наряду с преимуществами имеются и недостатки сделок M&A. Они связаны с:
- снижением эффективности разных направлений хозяйствующих субъектов и, даже, отказ компании от реализации своей основной деятельности, которая имела потенциал;
- возможностью навязывания стратегических ориентиров деятельности компаниями. Как правило, это является результатом поглощений;
- трудностями сосуществования разных корпоративных культур;
- сменой управленцев, что меняет идеологию деятельности и привычные ориентиры;
- проблемами в согласовании идеологий, стратегических ориентиров развития, которые возникают при объединении инновационных и традиционных компаний, организаций разной отраслевой принадлежности и т. д.;
- потребностями в финансировании одной их компаний;
- сложностями протекания процессов интеграции. в результате она приобретает длительный характер и тормозит дальнейшее развитие.
Стоит отметит, что выявить заблаговременно результаты M&A довольно сложно. Можно сказать, что это просто нереально. Это требует понимания стратегических ориентиров компаний, специфики отраслевых принадлежностей и иных показателей деятельности. Актуальные потребности, приводящие к слиянию не всегда оправдываются. При этом многие из них не окупаются или не приводят к целям, которые первоначально ставились. Получается, что сделка не обеспечивает экономического оздоровления и перспектив дальнейшего развития.