Понятие и сущность инновационного потенциала предприятия
Инновационный потенциал предприятия принято рассматривать в широком и узком смыслах.
Инновационный потенциал предприятия (в широком смысле) – это экономические возможности, определяющие способности организаций к эффективному вовлечению в хозяйственный оборот новых технологий.
Инновационный потенциал предприятия (в узком смысле) – множественная совокупность ресурсов различных видов, необходимых для осуществления инновационной деятельности субъекта хозяйствования.
Таким образом, инновационный потенциал предприятия отражает его способность к наиболее эффективной реализации тех или иных функциональных задач при условии максимального использования имеющихся в его распоряжении экономических ресурсов. К основным же ресурсам хозяйствующих субъектов, необходимых для эффективного осуществления ими инновационной деятельности, относятся:
- технико-технологические ресурсы;
- финансовые ресурсы;
- материальные ресурсы;
- интеллектуальные ресурсы;
- кадровые ресурсы;
- инфраструктурные ресурсы;
- дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности.
Инновационных потенциал характеризует способность предприятия к осуществлению инновационной деятельности, непосредственно связанной с созданием принципиально новых продуктов или технологий либо модификацией уже апробированных новшеств. Помимо прочего инновационный потенциал может быть определен в качестве объединения источников финансовой, материальной, кадровой, интеллектуальной и инфраструктурной принадлежности.
Формирование инновационного потенциала предприятия происходи на основе материальных (вещественных) и невещественных составляющих. В частности, речь идет об инновационном потенциале материальных ресурсов и интеллектуальном потенциале. Каждой составляющей инновационного потенциала предприятия присуща своя специфика использования. Все они, будучи подвержены влиянию множества факторов внешней и внутренней среды, в конечном счете, формируют сильные и слабые стороны субъекта хозяйствования.
Структура инновационного потенциала предприятия
В общем виде структура инновационного потенциала предприятия представлена на рисунке 1. Рассмотрим ее более подробно.
Рисунок 1. Базовые элементы инновационного потенциала хозяйствующего субъекта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Большая видимая часть инновационного потенциала предприятия формируется за счет материальных ресурсов, состоящих из оборотных средств и внеоборотных активов. К числу первых относятся денежные средства, финансовые вложения, отгруженная продукция, задолженность дебиторов и прочие составляющие. Все вместе они формируют финансовые возможности для последующего инвестирования и реализации инновационных проектов. Вторые представлены находящимися в собственности предприятия зданиями и сооружениями, машинами и оборудованием, приборами и инструментами, библиотечными фондами и т.п.
Интеллектуальный потенциал по своему составу весьма неоднороден. Он представлен нематериальными активами, трудовыми, управленческо-инфраструктурными и маркетинговыми ресурсами.
Наличие и масштабы развития представленных выше элементов инновационного потенциала субъекта хозяйствования предопределяют текущую готовность и будущую степень эффективности освоения предприятия новых технологий. Величина инновационного предприятия предопределяет выбор стратегии инновационного развития. Так, например, в том случае, если субъект хозяйствования обладает всеми необходимыми ресурсами, он может использовать стратегию лидера, разрабатывая и внедряя базисные (принципиально новые) инновации. В то же случае, если у предприятия наблюдается нехватка ресурсов, возможности его ограничены. В этом случае имеет смысл наращивать инновационный потенциал и реализовывать стратегию последователя, используя улучшающие технологии. Подобный подход к трактовке инновационного потенциала считается классическим и в полной мере отражает его сущность.
Активизация инновационного потенциала предприятия
Инновационный потенциал предприятия непостоянен и поддаются управлению. Следовательно, его можно повысить и укрепить.
Основными механизмами мобилизации инновационного потенциала хозяйствующих субъектов считаются:
- консультационное сопровождение, реализация специальных грантовых программ, организация финансово-экономической и технологической экспертизы и пр.;
- формирование система поддержки академической мобильности ученых, организация непрерывного обучения и стажировки кадров, создание и развитие международных академических связей и партнерств;
- построение систем поддержки рынка труда инноваторов, обеспечение соответствующей информационной поддержки и пр.
Укрепление инновационного потенциала хозяйствующего субъекта возможно посредством реализации определенного комплекса мер. Все они ориентированы на микро-и макроуровень.
На микроуровне приоритет отдается активизации инновационного потенциала конкретных исполнителей-новаторов. Для этого используются экономические, организационные и морально-психологические методы.
К экономическим методам относится прямое материальное поощрение авторов-новаторов, которое может осуществляться различными способами, например, в виде закрепления имущественных прав в виде интеллектуальной собственности или посредством выплаты авторского вознаграждения.
Организационные методы находят свое воплощение в виде создания коллективов единомышленников, предоставления рабочих мест, соблюдения норм охраны труда и пр.
Методы морально-психологического характера ориентированы на моральное поощрение авторов-новаторов посредством публичного признания их достижений и упоминания их в рекламных аспектах, личную похвалу, подарки за высокие результаты работы и творческие достижения и пр.
На макроуровне приоритет отдается развитию внешней инновационной инфраструктуры, созданию и государственной поддержке венчурных фондов, реализации организационных стимулов развития коммерческого и некоммерческого трансферта технологий и пр.