Понятие инновационного менеджмента
Одним из направлений стратегического менеджмента, которое связано с разработкой систем управления инновационными процессами, а также экономическими отношениями, возникающими в процессе управления, носит название инновационного менеджмента. Целью инновационного менеджмента является:
- определение направления основной научно-технической деятельности предприятия,
- усовершенствование и модернизация продукции компании, услуг, технологий,
- развитие производства,
- снятие с производства неактуальной продукции,
- разработка и внедрение новой продукции.
Инновационный менеджмент в лице инновационного управления – уникальная сфера деятельности для любого предприятия. Он использует все накопленные знания из различных областей техники, экономики, социологии, психологии и огромного множества других фундаментальных и прикладных наук. Сам процесс развития организации стал возможным благодаря человеческой мысли, накопленным капиталам и высококачественному труду.
В то же время, благодаря мысли инновационного менеджмента, происходит совершенствование технологий, улучшение производительности труда, накопление новых капиталов и знаний. Таким образом, можно сделать вывод, что инновационный менеджмент призван обеспечить научную организацию такого сложного и содержательного процесса как управление.
Особенности инновационного менеджмента на предприятии
Инновационный менеджмент является одним из направлений менеджмента стратегического, который осуществляется на высшем уровне руководства организацией. Основное внимание инновационный менеджмент уделяет выработке стратегии инновации и мер, которые направлены на реализацию выбранной стратегии. Приоритетным направлением деятельности фирмы становится разработка и выпуск новых видов продукции, а оно, в свою очередь, определяет и все остальные направления.
Инновационный менеджмент предполагает разработку плана и программы инновационной деятельности, наблюдение за ходом разработки и внедрением нового товара, рассмотрение проектов новой продукции, проведение единой инновационной политики, обеспечение материально-технической базы программы инновационной деятельности, обеспечение этой деятельности персоналом соответствующей квалификации, создание целевых групп комплексного решения инновационных проблем.
Сам термин инновация активно используется не только самостоятельно, но и как характеристика родственных понятий. Обычно, под инновацией принято понимать управление научно-техническим потенциалом, внедрение достижений науки и техники в производство и тому подобное. Однако в рыночных условиях, ни о каком внедрении чего - либо не может идти и речи.
Истинная инновация – есть не что иное как философия управления организацией.
Согласно ей, единственной гарантией долговременного успеха предприятия является более эффективное, в сравнении с конкурирующими структурами, удовлетворение потребностей покупателя. Успех самой организации зависит от того, насколько она соответствует характеристикам отрасли, в которой работает. В основе стратегии компании лежит глубокий анализ жизненного цикла технологий, рынков, продуктов, нахождение источников инноваций, привлечение к работе ведущих специалистов, привязка выявленных источников инноваций к существующим видам бизнеса. Руководители успешных компаний давно осознали факт того, что неотъемлемой частью успеха компании является инновационная деятельность.
Характеристика инновации
Самая главная характеристика инновации является то, что она представляет собой восприятие человеком или социальной системой, устанавливающих наличие новизны. Восприятие новизны, само по себе, носит крайне субъективный характер и не воспринимается всеми социальными группами одинаково. Оно не зависит от того существовали ли рассматриваемый объект ранее или нет. Социум, станет сторонником инновации, лишь в случае возможности адекватного сопоставления окружающей действительности и инновационной составляющей.