Понятие и особенности стратегии инновационного развития предприятия
Для того чтобы разобраться в сущности понятия «стратегия инновационного развития предприятия» необходимо расчленить его на составные элементы. Рассмотрим сущность инновационного развития и само понятие стратегии более подробно.
Несмотря на то, что важность стратегии в современном мире признают практически все, единого подхода к ее определению не выработано до сих пор. Одни ученые определяют ее в качестве доминирующей линии поведения, другие – в качестве генерального плана действий, третьи и вовсе как обобщающую модель решений. В общем смысле она может быть определена в качестве некоего набора правил для принятия решений, на которые предприятие опирается в своей деятельности.
Инновационное развитие предприятия основано на активизации его инновационной деятельности.
Инновационная деятельность – это деятельность, ориентированная на поиск и реализацию инноваций.
Инновации – внедренные в производство и коммерциализированные новшества.
Таким образом, стратегия инновационного развития предприятия представляет собой стратегическую систему инновационных, организационных и управленческих решений, направленных на реализацию стоящих перед ним целей и задач. В рамках данной стратегии происходит первоначальное вложение в НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) как неосязаемые активы. Их разработка эффективна в тех случаях, когда предполагается разработка инновационного цикла, когда продукт или технология будут представлены в качестве экспериментального образца, когда предполагается их апробация в экспериментальных условиях, а также тогда, когда идет речь об оформлении прав на интеллектуальную собственность.
Специфическими особенностями стратегий инновационного развития предприятия считается их высоко рисковый характер, в частности речь идет об угрозе потерь финансовых вложений в НИОКР.
Так или иначе, стратегии инновационного развития предприятия предполагают необходимость формирования и последующей формализации целого комплекса мероприятия, позволяющих хозяйствующему субъекту или его структурам впоследствии изменить свое положение, что на практике означает определение и постановку тактических задач, обеспечивающих достижение стратегических целей.
Исходя из выше сказанного, стратегия инновационного развития предприятия в общем смысле может быть определена в качестве обобщающей модели действий, необходимых для достижения стоящих перед субъектом хозяйствования целей в сфере его инновационного развития. Она всегда нацелена на достижение результатов по двум направлениям (финансовому и инновационному).
Классификация инновационных стратегий предприятия
Сегодня стратегии инновационного развития предприятия могут быть классифицированы по различным основаниям. Единого подхода в данном вопросе не выработано до сих пор. Рассмотрим наиболее известные и распространенные классификационные подходы.
Все множество инновационных стратегий условно может быть разделено на две группы:
- активные стратегии;
- пассивные стратегии.
Первые предполагают активную деятельность предприятия по развитию инновационного потенциала и активизации разработки, апробации и использования инновационных технологий, а вторые в большей степени ориентированы на косвенное участие в инновационном процессе.
Из всего множества стратегий инновационного развития можно выделить четыре их базовых вида (рисунок 1).
Рисунок 1. Базовые виды инновационных стратегий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стратегия технологического лидерства предполагает ориентацию предприятия на производство и реализацию высокотехнологичных инновационных продуктов с длительным периодом выхода на рынок. Они предполагают длительный срок окупаемости и применение разработанных технологий в серийном производстве с учетом необходимых доработок.
Стратегии инновационного спринтера, напротив, характеризуются коротким периодом выхода на рынки сбыта. В этом случае новые технологии интегрируются в продукцию, которая в результате не всегда может соответствовать потребностям клиентов.
Для стратегии рыночного лидерства характерны сокращение затрат на собственные разработки, повышение производительности и улучшение качества продукции. Как правило, такая стратегия нацелена на производство новой продукции, обладающей коротким циклом разработки и концентрирующейся на новых потребностях потенциальных клиентов.
Стратегия медленного подражания отчасти похожа на имитационную стратегию. Она также характеризуется весьма длительным циклом разработки и предполагает постепенное следование за лидером. Все это неизменно приводит к технологическому отставанию.
Единой стратегии инновационного развития, в равной степени подходящей для всех предприятий, не существует. Именно поэтому процесс ее формирования и разработки всегда носит индивидуализированный характер.
Особенности разработки стратегии инновационного развития предприятия
Процесс разработки стратегии инновационного развития подвержен ряду этапов, а именно:
- моделированию ситуации (выявлению проблемы);
- выявлению необходимых изменений (формулировке целей);
- использованию различных способов воздействия (внедрению и реализации стратегии);
- внесению корректировок (управлению изменениями).
Первоначальная роль отводится выявлению существующих проблем, что позволяет устанавливать основные направления инновационного развития хозяйствующего субъекта на долгосрочную перспективу, а также планы по захвату определённых рыночных позиций.
Вторым основополагающим пунктом формирования стратегии выступает формулировка целей инновационного развития компании. На данном этапе происходит преобразования видения руководства предприятия касательно направлений инновационного развития фирмы в конкретные, измеримые и достижимые цели.
Третий этап сводится к необходимости определения методов получения желаемых результатов в течении заданного интервала времени. Это означает необходимость достижения соответствия между тем, что тем что реально делается и что необходимо сделать для обеспечения эффективности инновационного развития фирмы.
Четвертый этап предполагает внесение требуемых корректировок в реализуемую стратегию инновационного развития предприятия, которые обусловлены факторами нестабильности внешней среды. Особую роль здесь играет умение управления изменениями.