Геймификация и ее положительные эффекты в сфере бизнеса
Геймификация в бизнесе – это процесс перенесения игровых технологий в сферу предпринимательской деятельности в целях повышения эффективности функционирования организации, оптимизации системы управления, использования интересных методов организации работы персонала для стимулирования качества его деятельности.
Игровые методы находят активное применение в системе управления персоналом хозяйствующего субъекта, а также в организации взаимодействия с клиентами и контрагентами.
Основными направлениями использования геймификации в сфере бизнеса являются:
- Стимулирование работы персонала. Идет ориентация на повышение качества и продуктивности деятельности отдельных сотрудников, отделов и подразделений компании за счет внедрения игровых методов управления. В любой деятельности, сфере бизнеса всегда имеются рутинные задачи, которые требуют своевременного и качественного исполнения. Они повторяются изо дня в день, что делает процесс их выполнения скучным, однообразным и неинтересным. В результате может снижаться качество исполнения. Для устранения данных проблем актуально внедрение различных стимулов деятельности. Причем, данные стимулы должны обеспечивать реальную заинтересованность сотрудников в выполнении тех или иных операций, а не их осуществление под угрозой увольнения или лишения премии. Используются методы соревнований, решения нестандартных задач, организации командной работы, которые делают обыденную трудовую деятельность интересной и продуктивной. Кроме того, в отличие от реальной жизни, в игре нет большого страха поражения. Всегда можно получить удар, поражение и начать заново. Геймификация бизнеса перенесет это ощущение на работу, и даже перфекционистам будет легче браться за сложные дела и доводить их до конца.
- Обеспечение вовлеченности клиентов в деятельность компании. Она формируется на основании создания условий их заинтересованности деятельностью компании. Могут создаваться клиентские сервисы, приложения, игровые консоли в их рамках, что позволяет захватить внимание клиента, направить его на новые продукты и направления деятельности, обеспечить рост частоты времяпрепровождения клиента с конкретной организацией. При этом, чем больше времени люди проведут на сайте и чем больше положительных эмоций получат, тем выше вероятность сделки.
- Формирование лояльности потребителей. Геймификация формирует эмоциональную привязанность потребителей к деятельности конкретной организации. Применение геймификации дает клиентам положительные эмоции: игра развлекает, обеспечивает социальное одобрение от других участников и чувство общности с ними, дарит радость победы. Это мотивирует отдачу предпочтений клиентов взаимодействию с конкретной компанией и исключает угрозу ухода к конкурентам.
- Формирование лояльности персонала. Лояльность сотрудников необходима для обеспечения деятельности высокого уровня и качества. Методы геймификации позволяют повысить лояльность сотрудников и мотивировать их на продуктивную работу, ориентацию на максимизацию прибыли компании. Кроме того, данные методы позволяют наладить атмосферу в коллективе сотрудников.
- Расширение охвата аудитории потребителей. Методы геймификации позволяют привлечь большее количество потребителей за счет использования рекламных компаний, основанных на техниках геймификации и отзывах реальных потребителей, их повествовании об интересных подходах к взаимодействию с клиентами, использованию игровых технологий.
- Максимизация прибыли компании. Она обеспечивается за счет повышения качества работы персонала, расширения потребительского спроса, а также увеличения объема продаж существующим клиентам, при правильно поставленных целевых ориентирах и их увязки с повышением продаж, формирующейся на базе связки этих процессов с механикой игры и их погружением в игровое пространство.
Основы практического применения методов геймификации в бизнесе
Использование методов геймификации в бизнес-процессах опирается на соблюдение определенных условий. К ним относятся:
- понятность правил и обязательность их выполнения;
- нерегламентированность участия в игре. Предполагается, что игровой процесс является добровольным и дает возможность выбора принимать участие в нем или нет;
- погружение в альтернативную реальность. Игровые элементы в работе обеспечивают формирование альтернативной реальности на рабочем месте. Это вносит в привычную деятельность компонент новизны;
- доступность прохождения этапов игры. Игра должна усложняться постепенно, но с сохранением возможности выполнения игровых задач;
- реализация социального взаимодействия, общения. Участники игры не действуют изолировано, а находятся в связи и, даже, взаимозависимости друг от друга;
- динамический характер игрового процесса. Игра должна развиваться вместе с ее участниками.
При внедрение в хозяйственную практику методов геймификации важно оценить аудиторию, которая будет принимать участие в игре. Это необходимо для выбора вида игры, азартности участников, параметров противостояния в коллективе сотрудников, определения актуальных вознаграждений за завоевание призовых мест по результатам игрового действия.
Игровая активность должна быть привязана к четким целевым ориентирам. При этом, более масштабные цели требуют детализации и конкретизации.
На основании проведенного исследования формируются портреты субъектов игрового процесса. На основе портретов покупателей или сотрудников требуется определить виды привлечения субъектов в игровой механике. Это может быть любой полезный эффект, актуальный для конкретной аудитории: достижение чего-либо, расслабление, отдых, возможность коммуникации, развитие воображения, погружение в иную реальность, реализация противостояния, борьбы с чем-то и т. д.
Геймификация может быть использована в бизнес-процессах различной направленности. Это универсальный метод, подходящий для разных сфер и направлений предпринимательской деятельности.