Человеческий капитал – это совокупность интеллектуального потенциала, знаний, практических навыков, опыта деятельности, которые подлежат использованию в хозяйственной практике и обеспечивают ее эффективность.
В современной экономике, которая базируется на знаниях и интеллектуального капитала, человек становится ведущим ориентиром развития экономической сферы. Развитию личности отдельного индивида, раскрытию его творческого потенциала, повышению уровня профессиональной подготовки и квалификации уделяется особое внимание. Именно развитие личности становится приоритетным направлением экономического развития в условиях экономики знаний.
Концептуальные основы формирования человеческого капитала
Человеческий капитал представляет собой материализованные в человеке знания и его способность к эффективному труду, эффективное использование которых позволяет обеспечить повышение качества жизни, его уровня и увеличить темпы экономического роста и прогресса.
Данный вид капитала относится к особой экономической категории, основной проблемой исследования которой является специфическая природа человеческого капитала, обусловленная совокупностью физических и умственных способностей человека, лежащих в основе его трудовой активности, трудовых навыков и возможности их развития и совершенствования.
Понятие человеческого капитала определяется в рамках нескольких концепций, включая экономическую теорию, управление персоналом. Согласно концепции управления персоналом требуется проведение разграничения между управлением человеческими ресурсами и управлением человеческим капиталом. Получается, что человеческий капитал носит ресурсную основу хозяйственной деятельности. С точки зрения сущностного содержания природы человеческого капитала, данное понятие затрагивает широкий спектр категорий науки управления людьми.
Что касается концептуальных основ человеческого капитала, значения его существования в современной экономике, то здесь можно выделить следующие основные положения:
- Человеческий капитал – это основной актив хозяйствующего субъекта. Национальное хозяйство состоит из совокупности таких активов. Данный вид капитала имеет фундаментальное значение, как для отдельного хозяйствующего субъекта, так и для всей экономики, ориентированной на инновационное развитие. Без него невозможно осуществлять инновационный процесс: разрабатывать инновационные идеи и обеспечивать их коммерциализацию.
- Человеческий капитал отражает потенциал, имеющийся для обеспечения роста интенсивности, эффективности и рационализации профессиональной деятельности человека. Этот потенциал является вариативным, т.е. зависит от особенностей личности конкретного человека. Производственные результаты, возможности производственного роста, инновационного прогресса определяются наличием возможностей конкретной личности, потенциалом конкретного человека.
- Человеческий капитал, являясь фактором развития имеющегося у человека потенциала, ведет к прямому и косвенному росту производительности труда на действующих предприятиях, а также росту эффективности их деятельности за счет использования имеющегося человеческого капитала.
- Человеческий капитал имеет количественные и качественные параметры оценки. Количественные параметры состоят в принесение конкретного эффекта от использования человеческих ресурсов – производительность труда, фондоемкость, показатели продаж и т. д. Количественная оценка человеческого капитала реализуется, как правило, путем сопоставления затрат на использование трудовых ресурсов с коммерческим эффектом, приносимым на единицу затрат.
Условия развития человеческого капитала
Поскольку, человеческий капитал лежит в основе становления экономики знаний и ее плодотворного функционирования, то его развитию уделяется особое внимание. Экономика ориентируется на развитие человеческого капитала. Более того, инвестиции в данный объект являются ведущими в хозяйственной практике.
Основными условиями развития человеческого капитала являются:
- Соотношение уровня интеллектуального развития с физическими качествами и личностными характеристиками, состоящими в активной жизненной позиции, целеустремленности, инициативности.
- Развитие природных качеств, свойств личности в направлении раскрытия ее потенциала и его продуктивного практического применения.
- Соотношение приобретенных в результате обучения и жизнедеятельности способностей и физической энергии с востребованностью их на производстве, актуальностью их использования и рациональностью затрат на их применение. Это означает, что отдача от использования трудовых ресурсов должна не просто компенсировать понесенные расходы, но и обеспечивать получение конкретной выгоды.
- Ориентация на развитие у отдельной личности высокого уровня знаний и научной ориентации деятельности. Пропаганда науки, ее значимости должна быть реализована на всех уровнях образовательного процесса.
- Формирование практического опыта деятельности, на основании имеющихся теоретических знаний. Обучение требует сочетания теоретического освоения различных дисциплин с практическими основами их использования в реальной хозяйственной практике.
- Накопление знаний, профессиональных навыков и опыта. Запас знаний, способностей и навыков накапливается в процессе целесообразного сочетания производственной деятельности и соответствующего мотивирования работника. Мотивация к деятельности имеет решающее значение в повышение ее эффективности. Люди должны быть заинтересованы в результативности своего труда.
- Непрерывное воспроизводство человеческого капитала - дополнительное образование, профессиональная переподготовка реинвестируются в производственную деятельность.
Таким образом, на сегодняшний день инвестирование средств в развитие человеческого капитала выступает основой формирования экономики знаний. Она опирается на знания и практический опыт отдельного индивида, которые накапливаются и воспроизводятся за счет применения различных механизмов.