Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике

Все предметы / Экономика / Человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике
Содержание статьи

Человеческий капитал

Определение 1

Человеческий капитал – это знания, умения, которые используются человечеством для удовлетворения своих потребностей.

Впервые о человеческом капитале заговорил Джейкоб Минсер в 1958 году. В шестидесятых годах эта идея получила развитие и был сформулирован подход к человеческому капиталу. Считается, что основным двигателем усиления влияния человеческого капитала на экономику является цифровизация населения.

Изначально человеческий капитал представлялся как объем инвестиций в человека. Они были направлены на повышение образования и профессиональных навыков. Всемирный банк включил в это понятие все расходы домашних хозяйств, которые идут на обеспечение безопасной здоровой жизни и духовного развития человека.

Сегодня человеческий капитал рассматривается как один из производственных факторов. Он влияет на успешность работы предприятия, а значит, несет положительный социально-экономический эффект для национального хозяйства в целом. Он является главным фактором инновационной экономики и экономики знаний.

В зависимости от совокупности субъектов человеческий капитал делят на индивидуальный, капитал фирмы и национальный человеческий капитал. Он является достоянием национального хозяйства и одним из определяющих факторов его конкурентоспособности. Структура человеческого капитала состоит из:

  • Социального и политического капитала.
  • Национальных интеллектуальных приоритетов.
  • Национальных конкурентных преимуществ.
  • Природного потенциала нации.
Замечание 1

В развитых странах человеческий потенциал составляет 70-80% национального достояния.

Роль человеческого капитала в современной экономике

Определяющую роль в экономическом росте обеспечивает человеческий капитал. Он является двигателем инновационной экономики. Человечество сначала шло по пути усиления индустриальной базы и расширения потребления ресурсов. Однако такой подход в какой-то момент стал неэффективным. Теперь развитие и конкурентоспособность зависят от экономики знаний. Именно человек создает новаторский потенциал экономики.

Готовые работы на аналогичную тему

Критерием оценки использования человеческого капитала является анализ его вклада в экономику. Исследование проводят с помощью следующих показателей:

  1. Индекса производительности труда.
  2. Доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте.
  3. Прирост числа высокопроизводительных мест.
  4. Инновационная активность организаций.
  5. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в структуре ВВП.
  6. Коэффициент изобретательской активности.

Современное общество стремится улучшать уровень образования населения. Ведь малообразованные массы менее готовы к принятию инновационных технологий. Неразвитый человеческий капитал становится непригодным для внедрения достижений науки и техники других стран. Поэтому накопление человеческого капитала является необходимой частью социально-экономического развития. Сюда относят мероприятия, направленные на повышение производительности, развитие специфических способностей, повышение квалификации. Обычно инвестирует работодатель, чтобы иметь возможность вернуть вложенные средства в будущем. Накопление человеческого капитала – это непрерывный процесс. Помимо прямых денежных инвестиций вкладываются общественное время и труд на обучение человека. То есть индивид проходит длинный путь становления личности и способностей до момента начала трудовой деятельности. Мало того, сегодня специалисту приходится постоянно обучаться, чтобы оставаться востребованным и уметь реагировать на новые экономические вызовы.

Большая часть затрат идет на обучение, повышение квалификации, образование, а также на обеспечение здоровья. С макроэкономической точки зрения человеческий капитал является фактором производства, позволяющим создать конкурентоспособные преимущества национального хозяйства.

Развитие человеческого капитала

Человеческий капитал влияет на производительность и качество труда. Он оказывает воздействие на социально-экономическое развитие. Его элементы, а именно, интеллект, здоровье, умения и знания. Развитые страны стали формировать экономику знаний еще со второй половины двадцатого века. По сути, она представляет собой взаимосвязанные отрасли, задача которых заключается в повышении производительности и качества человеческого капитала.

То есть экономика знаний базируется на человеческих навыках и потенциале. Она предполагает наличие эффективной системы организации социально-экономической сферы таким образом, чтобы именно благополучие человека стало центральной целью.

Человеческий капитал представлен следующими долями в экономиках разных стран. В развитых государствах он составляет 80%. За последние полвека произошло удвоение его присутствия в национальном хозяйстве.

Развитие экономики знаний важно еще и тем, что она оказывает мультипликативный эффект на развитие других отраслей. То есть повышение качества трудовых ресурсов благополучным образом влияет на конкурентоспособность предприятий, а значит, стимулирует инновационную деятельность. Развитие творческого потенциала позволяет достичь значительных результатов в долгосрочной перспективе.

Одним из ярких примеров эффективного использования человеческого капитала является Китай. Он ускорил урбанизацию, вовлек в трудовую деятельность женщин. Большое внимание в политике Китая уделяется образованию. Действуют программы, помогающие студентам получить гранты на обучение заграницей. Поступление средств от граждан Китая из-за границы является существенной статьей доходов национальной экономики.

Таким образом, за экономикой знаний и развитием человеческого капитала стоит будущее и переход к постиндустриальному обществу.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис