Инновационный менеджмент как наука об управлении инновационной деятельностью содержит в себе два основных аспекта. Рассмотрим их подробнее.
Аспект №1
Уровень общественных потребностей постоянно возрастает, что приводит к необходимости постоянного совершенствования производства. Такое совершенствование невозможно без постоянного и последовательного развития науки и техники, которое должно опираться на объективные экономические законы. Инновационный менеджмент предлагает решение задач и проблем социально-экономического развития общества через обновление производственной базы, путем создания, внедрения и практической эксплуатации инновационных научных знаний и технологий.
Аспект № 2
Любое производство несет в себе инновационный потенциал, пусть и не всегда реализуемый, и только инновационный менеджмент способен в полной мере раскрыть и реализовать этот потенциал, используя комплекс всех своих элементов. Этот аспект подразумевает под собой, что для успешной реализации инновационного процесса необходимо комплексно рассматривать все процессы и явления и реализовывать скрытый в них потенциал:
- грамотно организовывать работу научных и производственных кадров высокой квалификации, которые выполняют работы опытного характера, опираясь на базу уже существующего в производстве потенциала, навыки управленческого персонала и HR-службы;
- разрабатывать эффективные мероприятия по организации, социальному, экономическому и правовому обеспечению предприятия, которое даст работникам различных категорий уверенность в масштабах и результатах инновационной деятельности на предприятии;
- активно работать с товаропроизводителями конкурентоспособной продукции, которые заинтересованы в появлении инновационных видов продукции, дающей конкурентные преимущества, и поэтому являются активными ее потребителями;
- привлекать инвесторов, которые должны финансировать инновационные проекты на основании будущих финансовых выгод от выпуска инновационных продуктов;
- ну и конечно важным аспектом является наличие соответствующе инфраструктуры, без которой невозможно организовать базовые процессы любого производства, не говоря уже об инновационном.
Что касается остальных аспектов инновационного менеджмента, не столь явно выделенных в литературных источниках, то следует отметить важность следующих из них:
- важнейший аспект инновационного менеджмента - это внутренняя инновационная среда организации. Главное в формировании ее – это навыки менеджеров предприятия, которые должны грамотно и эффективно организовывать процесс получения сотрудниками новых знаний, умений и навыков и трансформировать их в продукт, способный конкурировать и обладающий спросом на рынке. Без этого в инновационных производствах невозможно добиться выдающихся результатов, несмотря на все усилия, затраченные в применении общепризнанных инструментов обеспечения конкурентоспособности – например маркетинга.
- в современных реалиях, при осуществлении инновационных проектов, необходимо учитывать, что для большого числа экономических систем в нашей стране и в целом в мире в настоящее время характерно состояние кризиса. И любые, даже самые инновационные и благие изменения, могут привнести в стабильную и оптимально функционирующую систему неопределенность и нестабильность, провоцирующие и усиливающие кризисное состояние. Зачастую менеджмент организации реагирует на кризис только рефлексивно, когда его уже не избежать и приходиться работать с минимизацией его последствий. Именно инновационный менеджмент должен помогать предприятию работать с применением стратегий упреждения кризисов. Применение таких стратегий позволяет своевременно предусмотреть кризис, и сработать проактивно, внедрив в систему такие инновационные изменения, которые позволят снизить риск возникновения и влияния любых неопределенностей будущих периодов.