Инновационная активность организации - это интенсивность осуществления инновационных проектов хозяйствующим субъектом, наличие у него стремления к инновационному росту и развитию.
Инновационный климат организации – это показатели внешнего окружения хозяйствующего субъекта и его внутренней среды, отражающие возможности инновационного развития или препятствия данному процессу.
Данные показатели инновационного развития хозяйствующего субъекта являются взаимосвязанными. Они взаимодействуют, стимулируя инновационные процессы конкретной организации, обеспечивая ее рост и прогресс.
Сущность и свойства инновационной активности
Инновационная активность характеризует готовность организации к обновлению основных элементов инновационной системы, а также ее желание постигать что-то новое, ее восприимчивость к инновациям. С ее помощью определяется вид инновационной деятельности, т. е. то направление инноваций, которые могут быть эффективно внедрены в организации. Инновационная деятельность характеризуется структурой определенных действий, которые необходимы для реализации определенной технологии.
Инновационная активность имеет определенную структуру и подлежит оценке с применение конкретных методик. Она не является постоянным показателем развития организации и имеет разную степень проявления.
По своей структуре, инновационная активность является совокупностью следующих параметров:
- качество инновационной стратегии конкуренции. Стратегия должна обеспечить получение конкурентных преимуществ организации, максимизацию ее прибыли. Для этого она должна быть принята в соответствии со стратегическими основами деятельности, целевыми ориентирами и согласовываться с иными стратегиями развития хозяйствующего субъекта. Также, она должна иметь возможность реального воплощения;
- уровень мобилизации инновационного потенциала. Он отражает способность организации к раскрытию своего потенциала инновационного развития, его привлечения со стороны и расширения. Имеется в виду возможность управления потенциалом и использование скрытых возможностей в ходе инновационного развития;
- величина инвестиционных средств. Она характеризует инвестиционную привлекательность организации, ее навыки по привлечению сторонних инвесторов в различные проекты и ориентацию на рост капиталовложений собственниками организации;
- использование актуальных методов внедрения инноваций в деятельность организации. Требуется формирование инновационной культуры хозяйствующего субъекта и использование способов получения различного вида конкурентных преимуществ в результате новаторской деятельности;
- обоснованность реализуемого уровня инновационной активности. Он должен отвечать текущим показателям развития организации и состоянию функционирования ее внутренней и внешней среды;
- соответствие реакции предприятия характеру конкурентной стратегической ситуации. Инновационная ситуация выражается состоянием объекта и состоянием внешней среды. Реагирование может быть реактивным, активным и планово-прогнозным;
- оптимальный темп создания и практической реализации инновационной стратегии. Инновации не будут эффективными, если их внедрение будет носить разовый характер. Требуется установление определенной периодичности производства инноваций, частоты их внедрения в разные сферы деятельности.
Управление инновационной активностью
Управление инновационной активностью, повышение ее качества и уровня зависит от внутренних и внешних факторов воздействия на инновационный климат организации.
К внешним факторам относится нестабильность внешнего окружения и показателей макроэкономической динамики, инвестиционный климат в конкретном государстве, региона, отрасли деятельности. Внутренними факторами являются показатели внутренней деятельности хозяйствующего субъекта, ее открытость новшествам, благоприятный инновационный микроклимат, обеспечивающий выдвижение инновационных идей и стремление их внедрения, а также стратегическая гибкость организации.
Чтобы плодотворно управлять инновационной активностью, требуется проведение ее оценки. Она позволяет оценить инновационный потенциал организации, выявить перспективы инновационного роста и развития и оценить реальные возможности реализации инновационных проектов определенного типа и направленности.
Основными методами оценки инновационного потенциала организации являются:
- Ресурсный метод. Он опирается на оценку наличия достаточного ресурсного обеспечения инновационной деятельности. Оценивается достаточность собственного капитала и возможности привлечения заемных средств, а также, инвестиционная привлекательность организации.
- Ресурсно-результативный метод оценки. Он опирается на анализ ресурсного обеспечения инновационного развития организации и оценку результативности данной деятельности т. е. окупаемость затрат по инновационному проекту, срок окупаемости и получение иного полезного эффекта. Также, оценивается качество инновационной стратегии конкуренции и скорость выполнения действий в проведении стратегических инновационных изменений. Качество должно быть высоким, чтобы охарактеризовать инновационную деятельность в качестве результативной.
- Ресурсно-результативно-статистический метод. Он опирается на оценку трех блоков, являющихся ключевыми параметрами инновационных процессов организации.
Оценка инновационного климата организации
Оценка инновационного климата организации проводится по трем блокам:
- Оценка инновационного макроклимата.
- Оценка инновационного микроклимата.
- Оценка инновационного потенциала организации.
Оценка инновационного макроклимата заключается в рассмотрение следующих параметров или стратегических сфер внешнего окружения:
- социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера;
- развитость рынка технологий, наукоемкость информационного обеспечения рыночных процессов, развитие научно-технической сферы;
- показатели налоговой нагрузки в обществе, имеющиеся льготы и общие параметры инвестиционного климат на федеральном уровне;
- законодательные основы инновационной деятельности;
- разработанные федеральные и региональные планы и программы инновационного развития.
Оценка инновационного микроклимата заключается в рассмотрение следующих стратегических зон внешнего окружения:
- сегмент рынка, рыночная ниша деятельности организации: уровень конкуренции, отношения с потребителями и партнерами;
- зона капиталовложений – инвестиций;
- область применение инновационных технологий и продуктов;
- сфера материально-технического оснащения: энергетические, топливные и иные ресурсы;
- развитость рынка труда, наличие специалистов определенной сферы;
- группы стратегического влияния (на уровне отрасли, региона города, района).
Оценка инновационного потенциала предполагает выявление готовности организации и ее сотрудников к выполнению различных видов инновационной деятельности, поиск ресурсов для ее обеспечения и выполнение операций по ее эффективному воплощению.