Общие сведения о применении информационных технологий в сфере торговли
В сфере торговли на текущий момент очень проблематично быть успешной компанией без использования информационных технологий. Чтобы вести грамотный учёт даже при незначительных торговых оборотах надо использовать хотя бы электронные таблицы. А чем значительнее торговый оборот, тем более серьёзные требования предъявляют торговые компании к потокам информационных данных, сопровождающих продвижение товаров и позволяющих вырабатывать оптимальные решения по управлению их компаниями.
В сферу торговых операций, как вид людской деятельности, информационные технологии стали внедряться в первую очередь. Считается, что как раз в этой сфере возникла «автоматизированная система учёта». Было время, когда налоговая инспекция не осуществляла контроль кассовой ленты, и учёт был необходим самим предпринимателям, чтобы отслеживать деятельность наёмных продавцов. Предприниматель проверял свои торговые точки, получал выручку и сверял её сумму с кассовым аппаратом. Если выручка не совпадала с кассовой лентой, предъявлялись претензии продавцам. С течением времени шло развитие торговли, и параллельно шло развитие информационных технологий. Выросли торговые обороты, ассортиментный набор, количество покупателей, всё сейчас на порядок больше, чем совсем в недалёком прошлом, и управление торговыми организациями без использования автоматизированных систем сегодня практически нереально. Сегодняшняя торговая сфера может быть структурирована по главным направлениям деятельности. Схематичное сегментирование торговой сферы изображено на рисунке ниже:
Рисунок 1. Две основные формы торговли. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Оптовая торговля
Оптовая торговля является узловым звеном в цепи поставок, её задача - соединение производителя и потребителя товаров, которые возможно находятся далеко друг от друга, иногда в различных государствах.
Лишь самые известные мировые корпорации, производящие какую-либо продукцию, способны организовать свою сбытовую структуру таким образом, чтобы исключить посредников. Деятельность посредников, оптовиков или дистрибьюторов, с некоторых пор стала не просто операцией типа «купил – продал», а превратилась в сложную процедуру, которая предполагает:
- Выполнение сбора и анализа информации по потребностям клиентов.
- Работу по привлечению новых и поддержке старых постоянных клиентов.
- Осуществление расчётов и поддержание требуемого уровня запасов товара на складах.
- Работу по управлению заказами.
- Работу по управлению логистическими перемещениями товаров внутри склада и к потребителям.
Такие проблемы способны решить системы учёта товаров, а также торговые модули систем ERP, то есть Enterprise Resource Planning, что переводится как планирование ресурсов предприятия. Складской логистикой занимаются системы управления складами, именуемые WMS (Warehouse Management System), транспортной составляющей управляют системы управления грузоперевозками TMS (Transport Management System). Проблемами, связанными с внешними контактами, занимаются специализированные системы по электронному обмену данными EDI (Electronic data interchange). Проблемами, связанными с поддержанием клиентской лояльности и маркетингом, занимаются параллельно системы учёта товаров или соответствующие модули систем ERP, и системы по организации взаимоотношений с клиентами CRM (Customer Relationship Management).
Направления развития оптовой торговли и дистрибуции определяются существующими условиями рынка, а также прогрессом информационных технологий. Условия рынка являются таковыми, что все методики, способные вызвать интенсивный рост торговых организаций, уже фактически исчерпали себя. Конкурентная борьба приобрела высокую степень обострения. Одни и те же товары предоставляются очень большим количеством поставщиков с очень незначительным разбросом в ценах. Конкуренция в области цен на товары отходит на задний план, так как все возможные манёвры в этом направлении уже фактически полностью отработаны разными бонусными программами и программами лояльности. В данных условиях остаётся один инструмент эффективной конкурентной борьбы, а именно, качественное клиентское обслуживание.
Производственный сбыт
Подразделения, занимающиеся сбытом продукции в производственных организациях, считаются первыми дистрибьюторами в цепи поставок, и поэтому занимаются решением фактически тех же проблем, что и фирмы, занимающиеся оптовой торговлей. Различие заключается только в том, что они взаимодействуют не с внешними поставщиками, а со своей же организацией. То есть, для того, чтобы производственники могли запланировать свою работу, на основе имеющихся актуальных заказов, деятельность производственного сбыта следует автоматизировать в границах общей системы ERP организации. Применять ли дополнительно WMS, TMS и CRM системы или же интегрированные в систему ERP модули, которые обладают обычно более простыми в сравнении специальными решениями, определяется в зависимости от каждой конкретной ситуации.
Розничная торговля
Розничная торговля является «бутылочным горлышком» в цепи поставок, то есть наиболее узким местом. Ни одному из магазинов не под силу расположить на прилавках все товары, которые могут поставляться или производиться. Физические размеры торговых площадок и полок, как правило, достаточно ограничены. Задачей эффективного продавца является выкладка на продажу товара, способного обеспечить ему самую большую прибыль. Компании розничной торговли обладают стратегически важным положением в цепи поставок, и поэтому могут диктовать свои условия взаимодействия всем, участвующим в рыночных отношениях организациям. К примеру, магазины обычно не оплачивают сразу поставленные им на продажу товары. Как правило, им предоставляется отсрочка минимум на сорок дней при заключении договоров поставок товаров для розничной торговли.