Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Модели динамики и задачи поиска равновесия на рынке одного товара

Замечание 1

Равновесие на рынке одного товара — это такое состояние рынка, при котором для определенного уровня цены объем рыночного спроса на один товар равняется объему предложения данного товара.

Введение

На рынке могут сталкиваться интересы покупателей, которые представляют спрос, и интересы производителей, которые формируют предложение. Рыночным равновесием (market equilibrium) является такая рыночная ситуация, при которой для текущего уровня цен объем спроса равняется объему предложения. Графическим изображением рыночного равновесия является точка пересечения кривой спроса и кривой предложения в единой системе координат. Равновесное состояние рынка характеризуется отсутствием у производителя и покупателя стимулов к корректировке своих решений, касающихся условий купли и продажи.

Тем не менее состояние равновесия является по своей сути нестабильным, поскольку рыночные условия все время изменяются, что вызывает колебания спроса и предложения. Когда цена установилась выше равновесной цены, то может возникнуть избыток предложений, то есть, перепроизводство (surplus), а когда цены опускаются ниже равновесной цены, то возникает избыток спроса, то есть, дефицит (shortage).

Модели динамики и задачи поиска равновесия на рынке одного товара

Известны следующие подходы к анализу установления равновесия:

  1. Подход Л. Вальраса, который способен описать равновесие по итогам анализа дисбаланса объемов спроса и предложения и регулирующей функции цены. Наличие конкуренции среди покупателей при существующем дефиците на рынке может оказывать повышающее воздействие на цену товара, а конкуренция среди продавцов, если есть избыток предложения, может толкать цены вниз.
  2. Подход А. Маршалла, который состоит в сравнении цен спроса и предложения, а равновесная цена может устанавливаться коррекцией объемов спроса и предложения. Наличие разницы цен спроса и предложения способно стимулировать продавцов к увеличению объема предложения, это ведет рынок к равновесию.
«Модели динамики и задачи поиска равновесия на рынке одного товара» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Модель равновесия спроса и предложения должна выстраиваться при следующих допущениях:

  1. Точка равновесия является единственной. Когда появляется две точки пересечения или больше, то необходимы дополнительные условия, для того чтобы определить равновесие,
  2. Предполагается, что равновесие должно обязательно существовать, однако оно может и отсутствовать. Например, при превышении минимально эффективного предложения над максимально возможным объемом спроса при наиболее низкой вероятной цене.

Нарушить рыночное равновесие могут различные условия, которые способны изменяться во времени. Причем важным фактором здесь выступает анализ устойчивости равновесия. Под устойчивостью равновесия следует понимать тот факт, что отклонение цен спроса от цен предложения могут позволить рынку вернуться к равновесию при помощи внутренних сил. Для того чтобы исследовать равновесие, можно использовать статические и динамические модели. Статическими моделями являются модели, где временной фактор не учитывается в явном виде, а выполняется сравнение нескольких равновесных состояний без описания процесса перехода от одного равновесия к другому. К примеру, смещение кривой спроса вправо в результате увеличения спроса на нормальный товар может изменить равновесие, то есть, будет происходить рост равновесной цены при параллельном возрастании равновесного объема.

Одновременное смещение спроса и предложения может позволить определить характер изменения лишь по одной переменной. Возрастание спроса и предложения ведет к увеличению равновесного объема, но изменение цены останется неизвестным, если не выполнено задание числовых значений в этой модели. Временной фактор особенно важно учитывать при выполнении анализа подстройки предложения к колебаниям спроса. В связи с этим следует различать следующие временные периоды:

  1. Мгновенный период.
  2. Краткосрочный период.
  3. Долгосрочный период.

Период, в котором каждый фактор производства воспринимается как постоянный, именуется мгновенным периодом. Период, в котором одна из групп факторов производства считается постоянной, а другая является переменной, именуется краткосрочным периодом (short run). Период, в котором каждый производственный фактор становится переменными, называется долгосрочным периодом (long run).

В мгновенном периоде у производителя отсутствует возможность приспособления объема предложения к объему спроса, так как количество имеющихся ресурсов производства, а также и интенсивность их применения являются заданными. Весь предлагаемый товар необходимо продать, и это означает, что уровень равновесной цены должен определяться исключительно спросом.

В краткосрочном периоде объем предложения способен изменяться путем коррекции переменных производственных факторов, но его количество обладает ограничениями. По этой причине равновесные цены и объемы должны определяться пересечением уровня спроса и предложения до того момента, пока не будет достигнут предел, который определяется производственными мощностями.

В долгосрочном периоде производитель способен изменять масштабы производства, что позволяет обеспечить тем самым наилучшее приспособление к рыночной ситуации. Когда спрос на товар все время стабильно высокий, производитель может расширять производство путем ввода новых мощностей, модификации и обновления работающих мощностей, перераспределения капитала из других отраслей. Кривая предложения будет обладать более пологим положительным наклоном, чем в краткосрочном периоде, или быть горизонтальной, или линией, имеющей отрицательный наклон.

В динамических моделях каждая переменная выступает как функция времени. Самой простой динамической моделью рыночного равновесия может считаться «паутинообразная» модель, отражающая формирование равновесия в отрасли, имеющей фиксированный циклом производства.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 14.03.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot