Электронное образование - это обучение с помощью информационных и электронных технологий.
Сущность и специфика электронного образования
Современным людям свойственно непрерывно учиться и познавать что-либо новое для того, чтобы не отстать от жизни, поддерживать свою эрудицию и разносторонность знаний, и, конечно, быть востребованным специалистом в своей сфере деятельности. Сегодня уровень образования можно легко повысить, используя самые разные источники, и в том числе, сеть интернет. Обучение с использованием сети интернет и устройств мультимедиа называется e-Learning. Образование в электронном формате является системой обучения с использованием разнообразных электронных устройств и возможностей информационной технологии. К электронному образованию могут быть отнесены следующие формы и аспекты:
- Обработка любой электронной информации при помощи компьютерного оборудования, смартфона, телевизионного приёмника и другого оборудования.
- Формирование специальных пользовательских сетей, через которые осуществляется виртуальное образование.
- Дистанционный информационный обмен обучаемых с педагогом и экспертом, получение удалённо консультаций и рекомендаций.
- Процесс освоения инновационной образовательной технологии, её передачи и популяризации.
- Усовершенствование веб-ресурсов, предназначенных для обучения.
- Доставка учебных электронных материалов и обучающих средств, предназначенных для дистанционного использования.
- Предоставление возможности получать знания в любых доступных точках мира и в любое время.
- Возможность формировать и улучшать информационные знания у рабочих групп и руководящих работников организаций, освоение ими передовых информационных технологий.
- Обеспечение доступности повышения уровня образования для людей с проблемным психофизическим развитием.
Электронное образование в Нидерландах
В Нидерландах была в своё время сформирована специальная Ассоциация Дистанционного Образования Нидерландов (Dutch Association of Distance Teaching Institutes), именуемая VISO и состоящая из семнадцати членов. Согласно закону о частных организациях образовательной сферы, институты Корреспондентского Обучения имеют возможность при желании получать официальное разрешение на образовательную деятельность. Суммарно получают дистанционное образование двести пятьдесят тысяч студентов. В крупнейшей учебной организации получают образование около ста тысяч человек, во втором по размерам учебном заведении учатся около пятидесяти тысяч студентов.
Можно отметить следующие положительные стороны электронного образования в Нидерландах:
- Процесс обучения происходит с индивидуальным для каждого человека темпом, то есть скорость обучения регулирует непосредственно сам учащийся согласно его личным обстоятельствам и потребностям. Обеспечивается свобода и гибкость учащимся в выборе любого из многих обучающих курсов, а также возможность самому запланировать время, местоположение и длительность обучения.
- Обеспечение доступности, то есть независимость от географического и временного расположения студента и образовательного заведения даёт возможность не накладывать ограничения на себя в учебных потребностях.
- Обеспечение мобильности, то есть реализация эффективной обратной связи между педагогом и учеником, что считается основным гарантом успешного прохождения образовательного процесса.
- Высокий технологический уровень процесса обучения. В образовательной технологии применяются последние достижения в сфере информационной и телекоммуникационной технологии. Также обеспечивается социальное равноправие, то есть электронная форма обучения доступна всем, независимо от материального положения и уровня элитарности.
- Поощрение творческого начала. Созданы идеальные условия, позволяющие проявить самовыражение ученику.
Но существуют и недостатки в организации электронного обучения в Нидерландах:
- Отсутствует реальное очное общение между учеником и педагогом. Это полностью исключаются все аспекты, сопряжённые с воспитательным процессом и индивидуальностью подхода. Отсутствие в непосредственной близости преподавателя, способного предать занятиям эмоциональную окраску, что безусловно является существенным минусом.
- Требуется наличие целого набора индивидуальных и психологических условий. Электронная форма обучения требует жёсткой самодисциплины, а итоги обучения находятся в прямой зависимости от уровня самостоятельности и сознательности ученика. Требуется постоянный доступ к информационным источникам, то есть необходима достаточная оснащённость техническим оборудованием. Однако не у всех желающих повысить свой уровень образования имеется персональный компьютер с выходом в сеть Интернет.
- Фактически всегда ученики сталкиваются с недостаточностью практических навыков. Нет постоянного контроля над учеником, являющийся для обучаемого мощнейшим побудительным мотивом.
- Программы обучения и курсы иногда бывают с недостаточно хорошей проработкой по причине отсутствия на данный момент достаточного количества специалистов высокой квалификации, которые способны сформировать необходимые учебные пособия. А некоторым специалистам камнем преткновения становится невозможность изложения своих познаний в словесном формате.
Электронный формат обучения является безусловно удобным и полезным. Но всё-таки основной образовательный процесс в традиционном формате имеет свои преимущества и поэтому прибегать к электронным вариантам обучения следует тогда, когда по определённым причинам традиционное обучение становится недоступным. Электронное обучение является отличным вариантом для дальнейшего повышения уровня уже имеющегося, полученного традиционными методами, образования.
Следует отметить, что Королевство Нидерланды является лидером на европейском континенте по числу учебных программ, выполненных на английском языке.